ВИДЫ И СОСТАВ РАБОТ ТЕКУЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ
ЛЕСОВОЗНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Целью работ по текущему содержанию дорог являются предупреждение и
устранение неисправностей, возникающих в процессе их эксплуатации. Виды
и состав работ текущего содержания обусловливаются сезоном года и типом
дорог.
В летний период — основные работы текущего содержания направлены на
устранение деформаций и неровностей дорож-ной одежды, устранение
пылеобразования, ликвидация местных размывов обочин, скашивание травы и
вырубка кустарника на обочинах, устранение неисправностей мостов и труб.
Осенью основная задача — обеспечение водоотвода и подготовка к зиме
(заготовка, доставка и установка на место снегозащитных щитов, закрытие
перед снегопадом отверстий малых мостов и труб щитами).
Зимние работы включают борьбу со снежными заносами и гололедом (в первую
очередь на крутых уклонах и кривых малых радиусов) посыпкой песка,
очисткой от снега и льда проезжей части мостов, постройкой ледяных и
снежно-ледяных покрытий и ледяных переправ.
Весной обеспечивается работа всей системы водоотвода для скорейшего
просыхания дороги, борьбы с пучинообразова-нием, раскрытие отверстий
мостов и труб, пропуск ледохода под мостами, закрытие или ограничение
движения по грунтовым и гравийным дорогам, уборка снегощитов, устранение
неисправностей проезжей части к началу летней вывозки.
Устранение пучин. На пучинных участках при
весеннем оттаивании грунта, одежды и образовавшихся под ней ледяных линз
и прослоек грунт земляного полотна переувлажняется и теряет свою
прочность. В результате этого под воздействием колес подвижного состава
в одежде образуются просадки и проломы, а на дорогах с колейным
покрытием из плит — просадки последних, перекосы и сдвиги.
Поэтому все участки дороги, на которых весной образуются пучины, должны
быть взяты на учет и на них должна вестись систематическая работа по
устранению причин, вызывающих пучинообразование. Для этого необходимо во
время проведения среднего и капитального ремонтов обеспечить
осуществление мер по регулированию водно-теплового режима земляного
полотна дороги (см. с. 196).
При текущем содержании дороги на пучинных участках проводят следующие
работы: до снеготаяния удаляют снег с обочин, в канавах и на откосах
насыпей, в начале снеготаяния устраивают в обочинах прорези на
необходимую глубину для выпуска воды, образующейся при таянии донников
(линз льда) на откосы, снижают полезную нагрузку на автомобили,
ограждают пучинные места и делают объезды. Если пучинный участок имеет
ограниченную длину, то для предотвращения разрушения покрытия колесами
автотранспорта на время распутицы укладывают инвентарные щиты ЛВ-11 или
других марок. При значительном протяжении пучинных участков движение по
дороге с нежесткой дорожной одеждой весной до окончания распутицы
необходимо закрывать полностью.
Устранение пылеобразования. Особенностью
покрытий из песчано-гравийных, щебеночных, грунтощебеночных материа-лов
и грунтовых дорог является их высокая пылимость в жаркое летнее время,
что вызывает повышенный износ проезжей части дороги и подвижного
состава, ухудшает условия работы водителей и отрицательно отзывается на
росте придорожных древостоев. Для борьбы с пылеобразованием на
лесовозных (магистралях и ветках) и лесовозно-хозяйственных
(магистралях) дорогах необходимо в летнее время в сухую погоду выполнять
обработку проезжей части дорог пылеподавляющими реагентами. Для этой
цели рекомендуется применение ряда реагентов (табл. 7.5).
7.5. НОРМЫ РАСХОДА ОСНОВНЫХ ПЫЛЕПОДАВЛЯЮЩИХ РЕАГЕНТОВ
В ЛTA разработан метод обеспыливания с применением
композиции, состоящей из 17 % сульфитно-дрожжевой бражки, 33 %
нефтешлама и 50 % воды с нормой расхода 2,4 л/м2 и продолжительностью
действия 50 сут.
При расчетах потребности в реагентах и объемов работ по обеспыливанию
следует учитывать, что в зависимости от затененности дороги лесом и типа
местности по условиям увлажнения пылимость дороги весьма различна. В
табл. 7.6 приведена разработанная в ЛTA классификация лесовозных дорог
по их пылимости (для районов севера и северо-запада страны) с покрытием
из песчано-гравийных смесей.
Для участков II и III группы пылимости дорог, имеющих меридиональное
направление, номер группы снижается на единицу с соответствующим
увеличением числа обработок пылеподавляющими реагентами.
Из рис. 7.4 видно, что ширина просеки —D, обеспечивающая достаточное
затенение дороги, отвечает неравенству