ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ И РЕМОНТА
ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ
Организацию и состав работ по текущему содержанию и ремонту
автомобильных лесовозных дорог, организацию и обеспечение безопасности
движения по дорогам регламентируют «Правила технической эксплуатации
автомобильных лесовозных дорог» [27].
Основными задачами службы эксплуатации лесовозной автомобильной дороги
являются: организация высокопроизводительной работы лесовозного
автотранспорта, использование наиболее совершенной технологии содержания
и ремонта дорог, на основе комплексной механизации производства работ,
повышение работоспособности лесовозных дорог различных рангов и
скоростей движения автомобилей, организация экс-плуатации лесовозных
дорог с грунтовой проезжей частью и с гравийным покрытием, сильно
зависящим от погодных условий, в оптимальные периоды летней вывозки,
организация активной борьбы с пылеобразованием на грунтовых и гравийных
дорогах, широкое использование на зимних дорогах высокоэффективных
ледяных покрытий и мер по продлению зимнего сезона вывозки, повышение
безопасности движения и др.
Работой по содержанию в исправности и ремонту дорог руководит начальник
дороги, подчиненный директору предприятия. Если дорога входит в состав
лесопункта, то дорожными работами руководит дорожный мастер, подчиненный
начальнику лесопункта. Сеть лесовозных дорог предприятия (лесопункта)
делится на участки протяжением 45.. .50 км. При этом 1 км магистрали с
цементобетонным или асфальтобетонным покрытием принимается за 1,2 км,
остальных магистралей— за единицу, 1 км веток берется с коэффициентом
0,75 и 1 км усов — с коэффициентом 0,5.
Работой по содержанию в исправности и ремонту дорог на каждом таком
участке руководит дорожный мастер. Численность рабочих на содержании,
текущем и среднем ремонте лесовозных автомобильных дорог определяется на
производстве по нормативам ЦНИИМЭ на каждый квартал года, в
зависимости.от типа покрытий, грузооборота и других факторов. При
проектировании лесовозных дорог потребность в рабочих на указанных
работах может быть определена по формулам, дающим близкие к нормативам
результаты расчета:
для неморозного периода (апрель — ноябрь) на дорогах с гравийными и
другими одеждами переходного типа
Для успешного и высокопроизводительного выполнения
дорожных работ все рабочие-дорожники должны осваивать смежные профессии
механизаторов-трактористов, бульдозеристов, грейдеристов и др. с
переводом всех дорожно-эксплуатационных участков на полный хозяйственный
расчет и работу по бригадному подряду.
Необходимое количество машин и оборудования для содержания и ремонта
дорог зависит от их (Протяженности, типов покрытия, размеров
грузонапряженности и местных природных условий. В ПТЭ [27] приведен
примерный перечень (табель) машин для дорожно-ремонтных работ с учетом
их грузооборота и типа покрытия. Например, для лесовозной автомобильной
дороги с грузооборотом 150. ..300 тыс. м3/год необходимы 3.. .4
автосамосвала, 1...2 автогрейдера, 1 каток,
1 трактор «Беларусь» с комплектом навесных орудий для ремонта дорог,
1...2 бульдозера, 1...2 экскаватора, 2 снегоочистителя, 1...2 поливочные
машины и др.
Система эксплуатационных мероприятий по поддержанию лесовозных
автомобильных дорог в исправном состоянии, принятая в лесной
промышленности, включает работы по текущему содержанию и ремонту дороги.