ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

7.2.

ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

 


В результате воздействия колес подвижного состава и природных факторов (осадков, ветра, колебаний температуры и др.) происходит износ и деформирование всех элементов дороги. Кроме того, имеют большое значение и такие причины, как, например, низкое качество изыскательских работ, недоучет при проектировании дороги влияния некоторых природных фак-торов, низкое качество дорожно-строительных работ и др. В частности, нередки следующие виды деформации земляного полотна дороги (рис. 7.3): 1) просадки насыпей по причине недостаточного уплотнения грунта при постройке дороги или слабого основания, что не было учтено при проектировании;

2) сползание насыпи по косогору из-за неправильной подготовки основания насыпи; 3) размывы обочин в связи с их недо-уплотнением и откосов по той же причине или из-за большой их крутизны; 4) сплывы откосов при вскрытии водоносных горизонтов, не учтенных при проектировании; 5) размывы кюветов, нагорных и других канав и русел водотоков у водопропускных сооружений по причине невыполнения укрепительных работ и др.

Таким образом, значительные по размерам деформации земляного полотна, особенно возникающие вскоре (через 1... 2 года) после постройки дороги, часто имеют своей причиной

неудовлетворительную работу проектировщиков, строителей и лиц, принимавших построенную дорогу в эксплуатацию без надлежащей проверки качества работы.

 

 

 

Рис. 7.3. Основные виды деформаций земляного полотна:
а — просадка насыпи из-за недостаточного уплотнения; б — просадка насыпи из-за наличия слабого основания; в — сползание насыпи по косогору; г — размыв откоса
насыпи; д — сплыв откоса выемки

 

 

 

 



Для искусственных сооружений на лесовозных дорогах характерны следующие виды деформаций: просадка насыпей у въезда на мост и опор, расстройство соединений и врубок, возникающих при использовании сырого леса, загнивание свай и стоек, не подвергшихся антисептированию, механический износ настила проезжей части и др.; просадка секций сборных труб и их разрушение.

Причиной появления этих деформаций также часто бывает неудовлетворительное качество изготовления секций труб и выполнения строительно-монтажных работ. В процессе эксплуатации дороги на ее проезжей части возникают неровности (деформации) различной величины и формы. При движении по неровной поверхности возникают значительные вертикальные колебания подвижного состава и соответствующие динамические усилия, суммирующиеся с нагрузкой от массы автомобиля через определенные интервалы, равные периоду колебаний подрессоренной части подвижного состава, что ведет к появлению новых неровностей и увеличению имеющихся.

При движении по дороге однотипных автомобилей и с одинаковыми скоростями, что характерно для лесовозных дорог, возникающие под действием динамических усилий выбоины будут располагаться друг от друга на расстоянии

 

 

Деформации дорожных одежд бесколейного типа можно разделить на три основные группы: 1) просадки, 2) трещины в покрытии, 3) отделение и перемещение материала покрытия.

 

 

К 1-й группе относятся: а) впадины (плавные неровности); причины возникновения — недостаточное уплотнение земляного полотна и одежды, пучинообразование; б) колеи мелкие (только в покрытии); причины — езда по одному месту (следу), недостаточная толщина покрытия; в) колеи глубокие; причины — недостаточно прочный слой основания, повышение уровня грунтовых вод, появление на дороге тяжелых автомобилей, рост интенсивности движения; г) волны (однообразные неровности с шагом около 1 м); причины указаны выше.

Ко 2-й группе деформаций относятся: сетки трещин на покрытии из асфальтобетона или укрепленного грунта; причины— появление трещин в слое основания из-за усадки материала, недостаточная морозоустойчивость материала покрытия.

К 3-й группе деформаций относятся: а) выбоины (углубления с крутыми краями); причины — вырывание материала покрытия ударами колес, падением бревна, проходом гусеничных машин; б) отслаивание покрытия; причины — отсутствие связи покрытия из асфальтобетона с основанием; в) шелушение покрытия из цементо- или известегрунта, цементобетона; причины — излишняя жесткость материала, низкая морозоустойчивость; г) появление катуна на гравийных покрытиях (отделение крупных частиц от покрытия); причины — неудовлетворительный подбор зернового состава; д) выступы крупных камней в покрытии; причина — неудовлетворительная сортировка материала; е) более или менее равномерный износ покрытия; причина — воздействие колес подвижного состава и природных факторов.

Характерными деформациями колейных покрытий из железобетонных плит являются: а) вымывание материала подстилающего слоя в пристыковых зонах; б) появление уступов плит на стыках; в) просадки плит (см. с. 225) из-за конструктивных недостатков стыковых соединений стандартных плит с помощью деревянных брусков, недостаточная толщина подстилающего слоя, использование мелкого пылеватого песка для подстилающего слоя; г) расстройство колесопроводов с нарушением правильного положения плит в плане и продольном профиле; причины — смятие и выпадение из пазов стыковых деревянных брусков; д) трещины и переломы плит; причины — недостаточная прочность плит, слабое основание, наличие в основании крупных камней, корней и т. п.; е) наличие обломанных углов и торцов плит до их укладки в путь; причина — неправильная разгрузка плит из автомобилей (автосамосвалов и др.) сбрасыванием.

Во время эксплуатации дороги происходит постоянное уменьшение толщины покрытия и ухудшение ровности. Наиболее интенсивно изнашивается проезжая часть грунтовых

 

дорог, гравийных и щебеночных покрытий по причине накопления остаточных деформаций, ухудшения зернового состава и уменьшения толщины покрытия за счет пылеобразования и перемещения материала покрытия на обочины и откосы земляного полотна. Под действием колес автотранспорта происходит истирание и раздробление части материала. Количество мелких частиц растет и в результате воздействия низких температур.

 

Для асфальтобетона а = 0,4. ..0,6 мм, {5 = 0,25.. .0,35 мм/млн. т; для гравия (щебня), обработанных органическими вяжущими а= 1,3. ..1,8 мм, р = 3,5.. .6,0 мм/млн. т.

Для покрытий из малосвязных материалов см. формулу (5.42).

Для дорог во II дорожно-климатической зоне с усовершенствованными покрытиями принимают верхние пределы значений указанных выше значений обоих коэффициентов, для дорог в IV и V зонах — нижние значения, а для дорог в III зоне — средние значения. Для дорог с гравийным и щебеночным покрытием во II зоне принимают нижние пределы, в III зоне — средние значения, в IV и V — верхние пределы. Если ширина проезжей части дороги более 7 м, то значение коэффициента |3 уменьшается на 15 %, а если меньше 6 м, то увеличивается на 15%.
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..