СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЙ
ОДЕЖДЫ НА ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГАХ
Строительство щебеночных дорожных одежд
лесовозных дорог
Щебень используют как для оснований, так и
для покрытий дорожных одежд. Применяют три способа устройства щебеночных
слоев: из грунтощебня, способ заклинки и способ пропитки щебня битумом.
Для оснований применяют и четвертый способ, который заключается в
укладке рядового щебня толщиной 15... 20 см и его уплотнении. Учитывая
значительную стоимость щебня (8... 20 р/м3), наряду с серповидным
профилем широко применяют корытный и полукорытный профили дорожной
одежды с подстилающим слоем из песка на всю ширину земляного полотна.
Основания и покрытия из грунтощебня создают по принципу плотных смесей:
щебенки, соприкасаясь и опираясь друг на друга, образуют несущий скелет,
а грунт (песок, супесь, легкий суглинок) заполняет пространство между
ними. Объем грунта должен быть равен, объему пустот между щебенками.
Пустотность щебня приблизительно равна 37 %,
следовательно, для создания грунтощебня необходимо брать 63 % щебня и 37
% грунта. В зависимости от вида грунта земляного полотна и условий
строительства грунтощебеночная смесь может быть создана: смешиванием
щебня с грунтом земляного полотна, смешиванием щебня с привозным грунтом
и смешиванием щебня и привозного грунта с грунтом земляного полотна. При
возможности следует использовать два первых способа, как более простые и
дешевые.
Технологию рассмотрим на примере создания грунтощебня путем смешивания
щебня с грунтом земляного полотна. Технологические операции следующие:
1) рыхление поверхности земляного полотна автогрейдером ДЗ-122А с
кирковщиком;
2) укладка грунта в валик на обочину автогрейдером ДЗ-122А;
3) подвозка щебня автосамосвалами КамАЗ-5511; 4) распреде-ление щебня и
перемешивание его с грунтом, планировка автогрейдером ДЗ-122А; 5)
увлажнение смеси водополивочной машиной ЛД-21А; 6) подкатка смеси легким
вальцовым катком ДУ-50; 7) проверка поперечного профиля и ровности с
устранением дефектов; 8) укатка тяжелым катком ДУ-29.
Если щебень перемешивают с привозным грунтом, то сначала подвозят
щебень, распределяют его, затем подвозят грунт, распределяют и
перемешивают со щебнем, а по третьему способу— еще и с грунтом земляного
полотна.
Методом заклинки чаще всего устраивают покрытия по следующей технологии:
1) укладкой слоя щебня размером 20... 40 мм; 2) осаживанием щебня
тяжелым катком; 3) уплотнением щебня с предварительной поливкой водой;
4) россыпью щебня размером 10. ..20 мм; 5) осаживанием щебня катком;
6) уплотнением щебня с поливкой водой; 7) россыпью щебня размером 3...10
мм; 8) уплотнением слоя с поливкой водой и проверкой ровности и
поперечного .профиля и устранением дефектов.
Поливка водой производится для уменьшения трения между щебенками.
Суммарный расход воды 30... 40 л/м2. Щебня размером 10... 20 мм берут
1,5... 2 м3 на 100 м2, 3...10 мм —
1 м3 на 100 м2 покрытия. Общая толщина слоя не должна превышать 18... 20
см.
При устройстве щебеночного покрытия или основания методом пропитки
битумом используется только что рассмотренная технология. Разница
состоит в том, что поливку водой заменяют поливкой битумом, разогретым
до температуры 80... 150 °С в зависимости от его вязкости, причем
поливку производят
2 раза по слоям щебня 20... 40 и 10... 20 мм. Расход битума
1... 1,2 л/м2 на 1 см толщины пропитываемого слоя, которую принимают при
облегченной пропитке 4... 5 см, при глубокой
7... 8 см. Температура воздуха при пропитке не должна быть ниже 10 °С.
Осенью обеспечить качество работ по пропитке вообще затруднительно:
щебень холодный и битум при соприкосновении с ним твердеет. В зимний
период могут быть выполнены подвозка щебня на земляное полотно, его
распределение и уплотнение, а также доставка щебня на приобъектный
склад.