СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ НА ЛЕСОВОЗНЫХ
ДОРОГАХ
До начала работ по строительству дорожной одежды необходимо от
повторителей вынести на земляное полотно пикетаж, проверить качество
работ и соответствие земляного полотна проекту. Допускаемые отклонения
от проекта: высотные отметки бровки земляного полотна ±5 см; сужение
земляного полотна между осью и бровкой 10 см; увеличение крутизны
откосов 10%; уменьшение требуемого коэффициента уплотнения по абсолютной
величине не более чем у 10 % образцов на 0,04.
При строительстве дорожных одежд важно правильно уложить на дорожное
полотно строительные материалы с тем, чтобы, во-первых, обеспечить
беспрепятственную развалку их; во-вторых, обеспечить проектную толщину
слоев дорожной одежды; в-третьих, обеспечить беспрепятственный проход
дорожно-строительных машин. При ширине земляного полотна до 8 м
разгрузка стройматериалов производится на правой или левой половине
полотна, более 8 м — посередине земляного полотна.
Расстояние между местами разгрузки самосвалов I определяют по формуле
l = Q/(dy), (6.11)
где Q — грузоподъемность самосвала, т; d—объем стройматериала на 1 м
дороги с учетом коэффициента уплотнения (песок 1,1...1,15, гравий и
щебень 1,2. ..1,3), м3/м; у — объемная масса стройматериала, т/м3. Места
разгрузки самосвалов указывают колышками или камнями.
При доставке на дорогу двух материалов с последующим их перемешиванием
первым доставляют более крупный материал. После его развалки привозят
более мелкий материал и распределяют его по ранее привезенному более
крупному материалу и только после этого производят перемешивание,
собирая материалы в валик неоднократно и разваливая его.
Толщина слоев дорожной одежды по технологическим условиям должна быть не
более 30 см для песка, до 20 см для щебня и гравия при уплотнении этих
слоев катками статического действия, при уплотнении виброкатками—50 и 30
см соответственно. Если толщина конструктивного слоя h больше указанных
величин, то его делят на два слоя, причем нижний устраивают толщиной hH
= 0,6/h, верхний hB=0,4/h.
Подстилающий слой основания дорожной одежды устраивают из гравелистого,
крупного и среднего песка. Мелкий песок нежелателен, пылеватый
непригоден. Строительство дорожной
одежды, как и строительство земляного полотна,
осуществляют комплектом на базе серийных дорожно-строительных машин или
на базе переоборудованной лесозаготовительной техники. Ниже, в примере
технологии приводится комплект машин по второму варианту. Технология
устройства подстилающего слоя следующая: 1) разработка и погрузка песка
— ковш ЛД-34 к лесопогрузчику ПЛ-2; 2) подвозка леса —
полуприцеп-самосвал ЛТ-113 на базе автомобиля МАЗ-509; 3) разравнивание
песка — лесодорожная машина ЛД-30; 4) увлажнение песка — водополивочная
машина ЛД-21; 5) уплотнение песка — каток прицепной ДУ-4.
Рабочей операции 4 может и не быть, если влажность песка достаточная, но
в технологии строительства эта операция должна быть предусмотрена.
Дорожные одежды лесовозных дорог строят с
усовершенствованными, переходными и низшими покрытиями.