Взаимное расположение лесовозных дорог различных типов, погрузочных,
перегрузочных и разгрузочных пунктов, а также виды перевозимой древесины
определяют транспортно-технологические схемы ее вывозки.
В зависимости от природных и производственно-организационных условий, в
которых функционируют лесозаготовительные предприятия, применяют
различные транспортно-технологические схемы. По наличию и расположению
на лесовозных дорогах погрузочных и .перегрузочных пунктов, а
следовательно, и по направлениям движения лесотранспортных средств можно
выделить три разновидности транспортно-технологических схем вывозки
леса.
Прямая вывозка (рис. 1.4, а), при которой древесину вывозят от места
валки (от пня) до конечного пункта без перегрузок. Такие схемы в
принципе весьма рациональны. Однако их осуществление встречает ряд
осложнений — трудность создания подвижного состава, одинаково
эффективного при движении по лесосеке (без дорог) и по дорогам,
трудности обработки деревьев на лесосеке для удобной их перевозки и т.
д. Поэтому прямая вывозка сейчас применяется редко — на малые расстояния
и в основном по тракторным дорогам.
Одноступенчатая вывозка (рис. 1.4,б), при которой древесина сначала
транспортируется (трелюется) по лесосеке (с незначительной подготовкой
путей-волоков) к лесовозным дорогам, где ее грузят на транспортные
средства — автомобили, автопоезда, железнодорожные вагоны-сцепы или
платформы, а затем вывозят на нижние склады или потребителям.
Сейчас наиболее распространена именно
одноступенчатая вывозка древесины.
Многоступенчатая вывозка, при которой в отличие от одноступенчатой,
кроме погрузки после трелевки на лесосеке, предусматриваются
дополнительные перегрузки древесины на промежуточных пунктах лесовозных
дорог, как правило, на их магистралях, при этом по усам и веткам лес
вывозят на автопоездах легкого типа (первая ступень), а от перегрузочных
пунктов по магистралям — автопоездами более тяжелых
типов или по УЖД. Здесь возможны различные варианты, в частности при
двухступенчатой вывозке (рис. 1.4, в), применение на обоих ступенях
одного типа поездов, но с разделением процесса вывозки леса по времени
(первая ступень — зимой, вторая— летом).
При больших расстояниях вывозки леса (более 50 км) по дорогам,
значительную часть которых составляют усы и ветки, особенно сезонного
действия, двухступенчатая вывозка, как показывает опыт предприятий
Архангельской области, может оказаться эффективной, так как обеспечивает
ритмичность (равномерность), а также сокращение затрат на строительство
дорог и более рациональное использование подвижного состава.
К многоступенчатой вывозке относятся транспортно-технологические схемы с
грузосборочными дорогами, к которым примыкают лесовозные дороги
нескольких леспромхозов, а в местах примыкания располагаются
перегрузочные пункты.
При каждой из перечисленных разновидностей
транспортно-технологических схем древесина может вывозиться в виде
деревьев, хлыстов, сортиментов, корней, щепы, сучьев на нижние склады у
железных и автомобильных дорог общей сети, а также на
деревообрабатывающие предприятия. Выбор той или другой
транспортно-технологической схемы вывозки леса для конкретных условий
определяется технико-экономическим расчетом.
Рис. 1.4. Транспортно-технологические схемы
вывозки леса:
а — прямая вывозка; б — одноступенчатая вывозка; в — двухступенчатая
вывозка,; обозначения; В — волок; УД — ус; ВЦ — ветка; МД — магистраль;
ТД — тракторная дорога; АД — автомобильная лесовозная дорога; УЖД —
узкоколейная и ШЖД — ширококолейная железная дорога; ЛД — лесовозная
дорога,; ДОП — автомобильная дорога общего пользования; PC — резервный
склад; ПС — перерабатывающий склад; П — погрузочный и ПП — перегрузочный
пункт