ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ТРАНСПОРТА ЛЕСА

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 


1.4.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ТРАНСПОРТА ЛЕСА



Транспорт леса или вывозка леса на лесозаготовительном предприятии выполняет технологическую роль, являясь технологической фазой лесозаготовительного процесса, связующей две другие фазы — лесосечные работы, складирование и первичную обработку древесины на лесных складах и биржах сырья.

В связи с технологическим характером транспорт леса на лесозаготовительных предприятиях имеет ряд специфических особенностей:

специфический груз — древесина в виде деревьев, хлыстов, круглых лесоматериалов (сортиментов), щепы, которая имеет малую объемную массу, а хлысты и сортименты большие размеры по длине, все это вызывает необходимость применения специального подвижного состава и, как следствие, трудности полного использования его грузоподъемности;

 

малая удельная концентрация груза по лесосырьевым базам предприятий, равная ликвидному запасу на 1 га площади лесосеки при сплошных рубках (в среднем 100. ..150 м3), а при выборочных и постепенных рубках от 20 до 40 % ликвидного запаса; эта особенность вызывает необходимость относительно частого перемещения погрузочных пунктов и постоянного наращивания (строительства) лесовозных дорог для соединения новых погрузочных пунктов с лесотранспортной сетью;

односторонность грузопотока — основной груз (древесину) перевозят по лесовозным дорогам только в одном направлении из лесосек на нижние склады, при этом оказываются неизбежными холостые пробеги лесовозных средств в обратном направлении;

неравномерность и рассредоточенность грузопотоков древесины из различных частей лесосырьевой базы и неравномерность объемов вывозок по времени года (сезонность работ, зимние и летние зоны освоения лесосырьевой базы), что вызывает трудности комплектования парка подвижного состава и его рационального использования;

взаимозависимость с производственными операциями смежных фаз: с лесосечными работами (с трелевкой при вывозке деревьев, обрезкой сучьев при вывозке хлыстов, раскряжевкой при вывозке сортиментов) и с работами на нижних складах (обрезкой сучьев, раскряжевкой, сортировкой, складированием).

Технологическая взаимосвязь транспорта леса со смежными фазами производственного процесса лесозаготовительного предприятия проявляется через погрузочно-разгрузочные пункты, систему и интенсивность создания и выработки запасов древесины на этих пунктах. Многообразие схем производственных процессов на этих пунктах можно свести к трем технологическим структурам.

 

 

 

 

Погрузочный пункт на лесосеке, перегрузочном или перерабатывающем складе (рис. 1.3, а). От предшествующих операций— обрезки сучьев, трелевки или раскряжевки на лесосеке, от разгрузки на перегрузочном и от перерабатывающих цехов :на перерабатывающих складах с интенсивностью λд (м3/ч или пачек/ч) — в штабеля Ш поступает древесина (деревья, хлысты, щепа и т. д.). К штабелям направлен поток лесотранспортных средств интенсивностью единиц в час. Эти лесотранспортные средства загружают древесиной пп погрузочных средств с общей интенсивностью λа единиц в час (мп = м0nп, где м0 — средняя интенсивность погрузки каждым погрузочным средством).

Выходящий с погрузочного пункта поток автопоездов будет иметь интенсивность ма, равную интенсивности погрузки ма = = мп транспортных единиц в час. При рассмотрении работы погрузочного пункта, вывозка древесины с которого начинается

после окончания предыдущих операций, объем древесины в штабелях считается заданным, а интенсивность поступления древесины в штабеля принимается равной 0.

 

 

 

 

 

Разгрузочный пункт на перегрузочном складе (пункте), на резервном или промежуточном складе (рис. 1.3,6)—лесотранспортные средства прибывают на этот пункт с интенсивностью λа, их разгружают nр разгрузочных средств с общей интенсивностью разгрузки (ма 1/ч. Таковой же будет интенсивность выхо-дящего потока автопоездов и интенсивность поступления древесины в штабеля м1 = мa пачек в час.

 

 

 

 

Рис. 1.3. Структурные технологические схемы вывозки леса:
а — погрузочный пункт на лесосеке или промежуточном (резервном) складе; б — разгрузочный пункт на промежуточном (резервном) складе; в — разгрузочный пункт на перерабатывающем складе

 

 

 

 

Разгрузочный пункт на перерабатывающем складе. На этот пункт также поступает поток лесотранспортных средств интенсивностью λа 1/ч. Их разгружают nр разгрузочных средств с общей интенсивностью разгрузки мa транспортных средств в час. Древесина после выгрузки разгрузочными средствами подается с интенсивностью м1 пачек в час на обработку (обрезку сучьев, раскряжевку или на другую операцию), если в буферном устройстве перед этой операцией есть свободное место (вариант I на схеме рис. 1.3, в). Если буферное устройство полностью загружено (вариант II на схеме рис. 1.3,в), то древесина подается с интенсивностью в резервный штабель (в запас). В случае возникновения потребности в древесине на обрабатывающей операции она подается к ней тем же разгрузочным или другим техническим средством с интенсивностью (м3 1/ч.

Вид древесины, объемы работ, необходимая вместимость складов определяют типы и численный состав погрузочно-разгрузочных машин и компоновочно-технологические схемы погрузочно-разгрузочных пунктов.

Организационная структура подразделений лесозаготовительных предприятий, осуществляющих транспорт леса в зависимости от объемов перевозок, территориального расположения начальных и конечных пунктов этих перевозок и других условий может быть различной. В состав работ, выполняемых транспортными подразделениями лесозаготовительных предприятий, входят текущее содержание и ремонт лесовозных дорог и строительство усов, а также строительство веток и магистралей, если оно ведется хозяйственным способом, т. е. силами и средствами самого предприятия. Если для строительства лесовозных дорог на условиях подряда привлекаются специальные строительные предприятия, то транспортные подразделения леспромхоза вместе с отделом капитального строительства осуществляют контроль за строительством и приемку готовой дороги.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..