Дорога — это инженерное сооружение, создаваемое для движения тягового и
прицепного состава, перевозящего грузы и пассажиров. К основным
элементам автомобильной дороги относятся (рис. 1.1):
земляное полотно 1, являющееся основанием для дорожной одежды и других
элементов дороги. Земляное полотно возводится из местных (близлежащих)
или привозных грунтов в виде насыпей или выемок, а на косогорах в виде
полунасыпей-полувыемок. К земляному полотну относятся связанные с ним
водоотводные элементы — боковые канавы (кюветы), проходящие вдоль
земляного полотна; резервы — выемки вдоль земляного полотна, грунт из
которых использован для сооружения земляного полотна, дренажные
устройства и другие элементы (см. гл. 5);
дорожная одежда 7 — однослойная или многослойная конструкция,
непосредственно воспринимающая нагрузку от движущихся по дороге
транспортных средств и передающая ее на земляное полотно. Многослойная
дорожная одежда включает верхние слои износа и покрытие, последующие
слои основания, воспринимающие нагрузку от транспортных средств, и
нижние, дополнительные, в том числе и подстилающие;
обочины 3 — боковые полосы земляного полотна или облегченной дорожной
одежды, оставляемые для вынужденной
остановки транспортных средств, размещения
ограждений, средств сигнализации и т. д.;
проезжая часть 5 дороги предназначена для непосредственного движения
транспортных средств. Ширина проезжей части измеряется между кромками
покрытия (без обочин). Проезжую часть по ширине могут составлять одна,
две и более полос движения, по которым происходит движение транспортных
средств в один ряд;
ось дороги — воображаемая линия, проходящая посередине проезжей части;
инженерные дорожные сооружения; к ним относятся водопропускные трубы и
мосты, водоотводящие канавы
и лотки, водосборные колодцы, дренажные и
водопоглощающие устройства, защитные устройства, обеспечивающие
устойчивость откосов насыпей и выемок;
обстановка дороги — ограждения, дорожные знаки, разметка, посадочные
площадки.
Железная дорога или железнодорожный путь (иногда термин путь применяют и
к автомобильным дорогам) включает такие же элементы, что и автомобильная
дорога, за исключением дорожной одежды (рис. 1.2). Вместо нее
железнодорожный путь имеет две нитки стальных рельсов, прикрепленных к
деревянным или железобетонным шпалам, укладываемым на песчаный,
гравийный или щебеночный балласт. Отрезки рельсов между собой и к шпалам
крепятся при помощи специальных скреплений. Рельсы, шпалы, балласт и
скрепления составляют верхнее строение железнодорожного пути. К нижнему
строению пути относятся земляное полотно и водопропускные
(искусственные) сооружения. Полоса земли, на которой размещается дорога
и относящиеся к ней сооружения, называется полосой отвода.
Рис. 1.1. Элементы автомобильной дороги:
а — в насыпи; б — в выемке;; 1 — земляное полотно; 2 — кюветы; 3 —
обочины; 4 — ось дороги; 5 — проезжая часть; 6 — резерв; 7 — дорожная
одежда
Рис. 1.2. Элементы пути узкоколейной железной
дороги:
1—резерв; 2 — земляное полотно; 3 — кювет; 4 — балластный слой;
5—рельсы,; 6 —
шпалы