ДОРОГА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

1.2.

ДОРОГА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Дорога — это инженерное сооружение, создаваемое для движения тягового и прицепного состава, перевозящего грузы и пассажиров. К основным элементам автомобильной дороги относятся (рис. 1.1):

земляное полотно 1, являющееся основанием для дорожной одежды и других элементов дороги. Земляное полотно возводится из местных (близлежащих) или привозных грунтов в виде насыпей или выемок, а на косогорах в виде полунасыпей-полувыемок. К земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные элементы — боковые канавы (кюветы), проходящие вдоль земляного полотна; резервы — выемки вдоль земляного полотна, грунт из которых использован для сооружения земляного полотна, дренажные устройства и другие элементы (см. гл. 5);

дорожная одежда 7 — однослойная или многослойная конструкция, непосредственно воспринимающая нагрузку от движущихся по дороге транспортных средств и передающая ее на земляное полотно. Многослойная дорожная одежда включает верхние слои износа и покрытие, последующие слои основания, воспринимающие нагрузку от транспортных средств, и нижние, дополнительные, в том числе и подстилающие;

обочины 3 — боковые полосы земляного полотна или облегченной дорожной одежды, оставляемые для вынужденной

остановки транспортных средств, размещения ограждений, средств сигнализации и т. д.;

проезжая часть 5 дороги предназначена для непосредственного движения транспортных средств. Ширина проезжей части измеряется между кромками покрытия (без обочин). Проезжую часть по ширине могут составлять одна, две и более полос движения, по которым происходит движение транспортных средств в один ряд;

ось дороги — воображаемая линия, проходящая посередине проезжей части;

инженерные дорожные сооружения; к ним относятся водопропускные трубы и мосты, водоотводящие канавы

и лотки, водосборные колодцы, дренажные и водопоглощающие устройства, защитные устройства, обеспечивающие устойчивость откосов насыпей и выемок;

обстановка дороги — ограждения, дорожные знаки, разметка, посадочные площадки.

Железная дорога или железнодорожный путь (иногда термин путь применяют и к автомобильным дорогам) включает такие же элементы, что и автомобильная дорога, за исключением дорожной одежды (рис. 1.2). Вместо нее железнодорожный путь имеет две нитки стальных рельсов, прикрепленных к деревянным или железобетонным шпалам, укладываемым на песчаный, гравийный или щебеночный балласт. Отрезки рельсов между собой и к шпалам крепятся при помощи специальных скреплений. Рельсы, шпалы, балласт и скрепления составляют верхнее строение железнодорожного пути. К нижнему строению пути относятся земляное полотно и водопропускные (искусственные) сооружения. Полоса земли, на которой размещается дорога и относящиеся к ней сооружения, называется полосой отвода.

 

 

 

Рис. 1.1. Элементы автомобильной дороги:
а — в насыпи; б — в выемке;; 1 — земляное полотно; 2 — кюветы; 3 — обочины; 4 — ось дороги; 5 — проезжая часть; 6 — резерв; 7 — дорожная одежда

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Элементы пути узкоколейной железной дороги:
1—резерв; 2 — земляное полотно; 3 — кювет; 4 — балластный слой; 5—рельсы,; 6 —
шпалы

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..