ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СУХОПУТНОГО ТРАНСПОРТА ЛЕСА
1.1.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТА И ЕГО
ВИДОВ
Транспортом называют совокупность путевых, технических и организационных
средств, предназначенных для перевозки грузов и людей. В процессе
перевозок, также входящем в понятие транспорт, материальные объекты не
создаются и, как правило, не перерабатываются, однако транспорт относят
к материальной сфере производства.
Транспорт очень широкое понятие, оно объединяет переместительные
процессы, различные по ведомственной и производственной принадлежности,
видам перевозимого груза, используемым техническим транспортным
средствам. Различают транспорт общего назначения — межведомственный,
осуществляемый специализированными транспортными предприятиями,
находящимися в ведении транспортных министерств, и транспорт
ведомственный — промышленный, осуществляемый транспортными
подразделениями промышленных предприятий. Промышленный транспорт
обеспечивает перевозками грузов производственный процесс предприятий и
часто является связующим составным звеном между его технологическими
фазами или цехами. Промышленный транспорт включает межцеховые перевозки
технологических грузов. Перевозки таких грузов по территории отдельных
цехов относятся к внутризаводскому или внутрицеховому транспорту.
Сухопутный транспорт леса можно отнести к промышленному транспорту, так
как его задачей является вывозка заготовленной в лесосеках древесины на
нижние склады лесопромышленных предприятий или непосредственно
потребителям (деревообрабатывающим и другим предприятиям). Правомерность
отнесения сухопутного транспорта леса к промышленному транспорту
обусловливается тем, что вывозка леса наряду с лесосечными работами и
первичной обработкой древесины на нижних складах является
технологической фазой, выполняемой транспортным цехом
лесозаготовительного производства.
Сухопутный транспорт леса имеет ряд разновидностей. В зависимости от
вида путей, по которым осуществляется перемещение грузов, транспорт
делят на рельсовый, безрельсовый, канатный, трубопроводный.
Рельсовый транспорт предполагает перемещение транспортных средств по
путям специальных конструкций, в которых элементом, непосредственно
контактирующим с колесами
транспортных средств, являются рельсы. К рельсовому
транспорту леса относится вывозка древесины по железным дорога!,, узкой
(шириной 750 мм) и широкой (шириной 1520 mih) колеи.
Транспортные средства безрельсового транспорта передвигаются по дорогам
различного типа по их укрепленной проезжей части. К этому виду
транспорта относится вывозка леса по автомобильным и тракторным дорогам.
К канатному транспорту относят процесс перемещения на специальных
тележках (каретках) грузов (древесины) по натянутому между опорами
несущему канату.
При трубопроводном транспорте грузы перемещают внутри труб воздухом (пневмотрубопроводный
транспорт), водой (гидротрубопроводный транспорт) и в специальных
вагонетках (капсулах), за счет перепада давления воздуха (пневмо-капсульный).
Канатный и трубопроводный транспорт применяют для перемещения древесины
на небольшие расстояния и в небольших объемах. Для транспортировки
древесины из лесосек на нижние склады эти виды транспорта не
используются и в учебнике не рассматриваются.
Сухопутный транспорт лесозаготовительных предприятий является обобщающим
комплексным понятием, включающим следующие его элементы: дорожную сеть
со вспомогательными сооружениями, подвижной состав (тяговый и
прицепной), дорожную технику, связь.
Лесотранспортные средства имеют непосредственное технологическое
взаимодействие с погрузочно-разгрузочной техникой на лесосеках и нижних
складах. Поэтому при решении организационных вопросов транспорт леса
следует рассматривать совместно с погрузочно-разгрузочными операциями,
как единую систему.