Введение (Сухопутный транспорт леса)

 

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Введение (Сухопутный транспорт леса)


Велика роль транспорта в жизни общества. Общий объем грузовой работы, выполняемой ежегодно в СССР всеми видами транспорта, составляет более 8000 млрд. т-км. Особое значение имеет транспорт для добывающих отраслей, к которым относится лесопромышленное производство. В этих отраслях транспорт является одной из основных технологических фаз.

Лесопромышленное производство включает три технологические фазы: лесосечные работы, транспорт древесины или вывозку ее из лесосек и первичную переработку на нижних складах или биржах сырья. Транспортная фаза является наиболее капиталоемкой. Затраты на создание дорожной сети и на подвижной состав за весь период освоения сырьевых баз предприятий составляют около 75 % общих затрат. Трудоемкость же транспорта составляет 15. ..18% общих трудозатрат (в 1988 г. 39,7 чел.-дня на 1000 м3 древесины, а с погрузкой 49,3 чел.-дня).

В нашей стране из лесосек ежегодно вывозят 370... 380 млн. м3 древесины (из них 200. ..210 млн. м3 предприятия Минлеспрома СССР). Около 87% заготавливаемой древесины вывозят по автомобильным дорогам, 9 % по железным дорогам узкой колеи (УЖД) и 4 % по тракторным дорогам. Заготовленную на лесосеках древесину вывозят по лесовозным дорогам (магистралям, веткам, усам). Общая их протяженность в предприятиях Минлеспрома СССР составляет более 120 тыс. км, автомобильных— около 107 тыс. км (в том числе 70 тыс. км круглогодового действия) и узкоколейных — около 13 тыс. км. Ежегодно строят 9 тыс. км дорог постоянного действия (веток и магистралей) и около 40 тыс. км временных дорог (усов). Строительство лесовозных дорог должно обеспечиваться своевременным проведением изыскательских и проектных работ, а также организационной технологической подготовкой и механизацией самого процесса строительства.

Дороги для лесозаготовительных предприятий проектируют Государственный проектный институт (Гипролестранс) и его филиалы, а также проектно-конструкторские бюро лесопромышленных объединений. По разработанным ими проектам лесовозные дороги строят специализированные строительные организации (тресты и входящие в них строительно-монтажные управления, передвижные механизированные колонны и дорожно-строительные отряды), оснащенные дорожно-строительной техникой общедорожного назначения (кусторезами, рыхлителями, корчевателями, бульдозерами, скреперами, автогрей-дерами, экскаваторами, катками и т. д.), а также специализированными лесными дорожными машинами и агрегатами.

Для вывозки древесины по автомобильным дорогам используют автомобили ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157 (5,6%); «Урал-375»; «Урал-377» (4,9%), МАЗ-509А (47,7%), КрАЗ-255 (29,7 %) и некоторые другие (13,1 %) с прицепным составом (полуприцепами, прицепами-роспусками, седельными полуприцепами, прицепами). В качестве тягового состава на узкоколейных железных дорогах применяют тепловозы (ТУ-6, ТУ-7) и прицепной состав (платформы, платформы-сцепы, грузовые и пассажирские вагоны).

Среди перечисленных типов подвижного состава имеются конструкции, приспособленные для перевозки различного вида древесины: деревьев, хлыстов, круглых лесоматериалов (сортиментов) и щепы.

Производительность лесотранспортных средств в значительной мере зависит от оперативности погрузки и разгрузки. Поэтому отечественной промышленностью созданы и на лесосеках лесозаготовительных предприятий используют самоходные погрузчики хлыстов и сортиментов, а на нижних складах для разгрузки подвижного состава — козловые, мостовые и кабельные краны, канатные установки. Благодаря использованию перечисленных технических средств на лесотранспорте достигнута полная механизация всех операций, включая и погрузочно-разгрузочные.

Эффективность вывозки древесины в существенной степени предопределяется наличием, качественным составом и состоянием сети лесовозных дорог. Поэтому наряду с созданием и совершенствованием подвижного состава большое, хотя и не вполне достаточное внимание в промышленности уделялось строительству лесовозных дорог, созданию дорожно-строительной техники.

Эффективное совершенствование транспортной фазы лесозаготовительного процесса требует профессионального решения обширного комплекса научных и практических вопросов проектирования, строительства и эксплуатации лесовозных дорог и управления движением лесотранспортными средствами. Эти вопросы освещены в объеме, необходимом для практической деятельности инженера-технолога. Описание базируется на достижениях лесотранспортной науки, сформированной коллективами транспортных лабораторий и отделов лесных научно-исследовательских и проектных институтов (ЦНИИМЭ, Сев-НИИПа, КарНИИЛПа, КомиГипроНИИлеспрома, Гипролес-транса и др.) и транспортных кафедр лесотехнических институтов (JITA, МЛТИ, АЛТИ, УЛТИ и др.).

Большой личный вклад в становление лесотранспортной науки сделан учеными лесотехнических вузов профессорами

 

Д. А. Поповым, В. В. Бувертом, Н. М. Ветчинкиным, доцентами В. В. Протанским, Б. Д. Ионовым и учеными лесотехнических научно-исследовательских институтов докторами технических наук В. В. Горбачевским, М. И. Кишинским, кандидатами технических наук В. А. Трубецким, А. Е. Митрофановым.

В области сухопутного транспорта леса много сделано профессорами Б. А. Ильиным, Б. И. Кувалдиным, И. И. Леоновичем, М. М. Коруновым, В. В. Щелкуновым и др.

Развитие сухопутного транспорта леса неразрывно связано с общегосударственным транспортом, теоретические основы которого, используемые и в транспорте леса, созданы крупнейшими советскими учеными-транспортниками А. К. Бирулей, Е. А. Чудаковым, Н. Н. Ивановым, В. Ф. Бабковым, А. М. Ба-бичковым, Т. М. Шахунянцем, М. Ф. Вериго и многими другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..