Транспорт или вывозка леса из лесосек к магистральным путям общего
государственного пользования является важной и часто определяющей
составной частью технологии лесозаготовительного производства. Поэтому
инженеры-технологи по специальности «Лесоинженерное дело», для
подготовки которых предназначен данный учебник, должны иметь
соответствующие знания для решения многоплановых транспортных задач,
связанных с изысканиями и проектированием лесовозных дорог, их
строительством, техническим обслуживанием и ремонтом, а также с
организацией движения транспортных средств, их загрузкой и разгрузкой на
автомобильных дорогах различных конструкций с разными типами покрытий и
на железных дорогах узкой, а иногда и широкой колеи.
Широкий круг вопросов лесотранспорта, требующих изучения, и малый объем
часов, отводимых для этого в лесотехнических вузах, осложняют содержание
учебных курсов по сухопутному транспорту леса, составление учебных
программ и изложение материала. Все это, а также особенности состояния и
развития лесопромышленного производства авторы старались учесть при
написании учебника.
В учебнике отражено и интенсивное развитие транспортной науки. За
последние 15. ..20 лет достигнуты существенные успехи в механике
грунтов, в теории расчета земляного полотна и дорожных одежд, в методах
трассирования дорог, особенно с использованием аэрофотосъемки. В эти же
годы сформировались и новые разделы транспортной науки или даже новые
транспортные дисциплины: теория транспортных сетей; теория транспортных
потоков; дорожная эстетика; теория человеко-машинных систем на
транспорте; охрана окружающей среды при проектировании, строительстве и
эксплуатации дорог.
Приобрели существенное значение и получили широкое распространение
автоматизированные методы и системы проектирования в транспортном и
лесотранспортном деле (расчет транспортных сетей, автоматизированное
трассирование, составление продольного профиля и т. д.).
Все большее значение приобретают автоматизированные системы управления
лесотранспортными процессами, автоматизированное оперативное
планирование, учет и оперативное управление.
При изложении в учебнике как традиционных, так и новых вопросов
сухопутного транспорта леса использованы результаты исследований
транспортных подразделений научно-иссле-довательских и проектных
институтов, транспортных кафедр вузов.
При составлении учебника учтены также основные направления перестройки
высшего и среднего специального образования в стране, опубликованные 21
марта 1987 г. и направленные на усиление практической подготовки,
повышение роли самостоятельной работы студентов и т. д.
Авторы благодарят коллектив кафедры механизации лесоразработок, лесного
хозяйства и транспорта Львовского лесотехнического института, а также
д-ра техн. наук В. П. Немцова за рецензирование книги и замечания по
улучшению ее содержания.
Материал учебника между его авторами был распределен следующим образом:
В. И. Алябьев — предисловие, методические рекомендации, введение, главы
1, 2, 8; Г. Ф. Грехов — главы 3 и 6; Б. А. Ильин — главы 4, 5 и 7 (кроме
п. 7.5); Б. И. Кувалдин — главы 9, 10 и п. 7.5.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Содержание учебника соответствует учебной программе дисциплины
«Сухопутный транспорт леса» учебного плана ТД № 2621 специальности 0901
«Лесоинженерное дело», утвержденной учебно-методическим управлением по
высшему образованию Минвуза СССР 20 сентября 1983 г.
Курс «Сухопутный транспорт леса» предназначен для изучения студентами,
будущими инженерами-лесотехнологами основ проектирования, организации
строительства и эксплуатации лесотранспортных систем в леспромхозах.
После изучения курса студенты должны знать конструкции основных типов
лесовозных дорог, применяемых для вывозки леса, транспортные и
погрузочно-разгрузочные средства, дорожно-строитель-ные машины, а также
знать и уметь использовать методы инженерных, технико-экономических и
эксплуатационных лесотранспортных расчетов, основы проектирования
лесовозных дорог, их текущего содержания и ремонта, организации
лесотранспортных и дорожно-строительных работ.
Структура учебника обусловлена логической и технологической взаимосвязью
элементов сухопутного транспорта леса, а также организацией их
проектирования и эксплуатации. После предисловия и введения освещаются
технологические и технико-экономические основы организации транспорта
леса, изложение которых начинается с определения и классификации лесных
дорог, их основных конструктивных элементов. Затем излагается
механическая теория движения лесотранспортных средств по дорогам и далее
физико-технические и механические свойства грунтов и
дорожно-строительных материалов.
Усвоение студентами материала первых трех глав позволяет подойти к
изучению теории и практики проектирования лесовозных дорог, затем
технологии и техники их строительства, текущего содержания и ремонта и,
наконец, организации вывозки леса и управления лесотранспортным
процессом.
Отдельным разделом представлены особенности проектирования строительства
и эксплуатации лесовозных железных дорог узкой колеи, по которым вывозят
около 10 % заготовляемого в стране леса.
Заключительные главы обращают внимание студентов на необходимость учета
экологических и эстетических факторов при проектировании и строительстве
лесовозных дорог, а также знакомят студентов с перспективами развития
технического прогресса на транспорте леса.
Для практического усвоения теоретических положений
курса в учебнике помещены примеры решения инженерных транспортных задач.
Для самопроверки уровня усвоения студентами материала курса в конце
каждого раздела помещены контрольные вопросы.
В учебнике изложены основы сухопутного транспорта леса. Из-за
ограниченного объема учебника отдельные детали и альтернативные
теоретические и практические аспекты лесотранс-порта остались не
полностью раскрытыми, поэтому чтобы стать инженером-технологом по
специальности лесоинженерное дело и одновременно хорошо ориентироваться
в вопросах лесовозного транспорта, студент должен изучать и
дополнительную литературу, список которой имеется в конце учебника. В
целях творческого научного подхода к материалу учебника и более
глубокого его осмысления отдельные вопросы можно использовать для
изучения и проработки в составе учебно-исследовательских работ или в
качестве исследовательской части курсовых проектов. К таким вопросам
можно отнести взаимодействие колес транспортных средств с дорогой, выбор
типа транспорта и оптимизации сетей лесных дорог, оптимизацию размещения
лесных дорог комплексных лесных предприятий, автоматизированное
проектирование дорог и управление движением автопоездов, а также вопросы
экологии, эстетики и социально-психофизиологических факторов при
проектировании дорог и управления вывозкой леса.