АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

  Главная      Учебники - Промышленность     Основные опасности химических производств (Маршал В.К.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

 

19.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

По мнению определенной части общественности и средств массовой информации, единственным эффективным способом достижения соответствующего уровня безопасности на химических предприятиях является принятие законодательных актов, иначе сами предприятия ничего делать не будут. Однако такая точка зрения не отражает реального положения дел в области законодательного и административного надзора за безопасностью.* Вряд ли полная бездеятельность самого предприятия в отношении безопасности будет экономически оправданной, ведь если происходит авария, то предприятие несет убытки. С другой стороны, очевидно, возможны и такие ситуации, когда руководство компании не придает должного значения возможности развития аварии либо из-за некомпетентности, либо из-за невозможности выделения средств на эти мероприятия, либо надеясь, как говорится, на "авось". Бывают случаи, когда предприятие не занимается собственными исследованиями по повышению безопасности на предприятиях, а просто поступает так же, как аналогичное предприятие, которое выделило на эти цели средства и силы. Отметим, что все-таки даже в случае самой ответственной администрации необходим законодательный надзор за безопасностью, хотя бы для единообразия стандартов, которое служит определенной защитой от компаний, желающих "сэкономить" на мерах по промышленной безопасности.

Конечно же, точка зрения, что государственные органы самостоятельно прекрасно справятся с обеспечением необходимого уровня безопасности в промышленности, представляется весьма спорной. Как указывалось в гл. 17, английский парламент деятельного участия в принятии законодательства в области безопасности не принимал по ряду причин, в частности потому, что мало кто из его членов хоть немного разбирался в этом вопросе.

Отметим, что на момент аварии 1 июня 1974 г. в Фликсборо (Великобритания) официальный английский орган по надзору за безопасностью Factory Inspectorate был озабочен состоянием безопасности в промышленности, однако он имел слишком мало опыта и средств для решения этой проблемы. И такое положение было характерно для всей Европы. Лишь в последнее десятилетие в европейских странах за счет кооперации между государством, промышленностью и научными учреждениями создано эффективное законодательство по промышленной безопасности,

Ситуация, когда надзором за химической безопасностью заняты лишь g государственные органы, противоречит существующей в британской промышленности традиции внутреннего регламентирования безопасности. Такая ситуация практически нереальна хотя бы потому, что у государственных

______________________________________________________________________________________

*Под законодательным надзором понимается контроль со стороны официальных государственных органов, под административным - контроль состояния безопасности специальными службами предприятия, руководством компании, т. е. "свой", внутренний надзор. - Прим. перев.

органов не будет возможности написать руководство по безопасности для каждого конкретного предприятия. Важно иметь в виду то, что перспективное законодательство по безопасности в основном относится к проектируемым предприятиям.

Другой важный вопрос - это, в каком объеме компании выполняют требования законодательства. Вряд ли найдется какой-либо пункт из сборника официальных нормативных документов по безопасности, который в той или иной мере не выполнялся бы на предприятиях Великобритании. В качестве примера укажем, что практика выработки планов на случай чрезвычайных ситуаций, в которых задействованы такие городские службы, как пожарная охрана, скорая помощь, полиция, для двух вариантов - авария на площадке предприятия и выход ее за пределы предприятия, является в настоящее время общепринятой.*

Еще в 1975 г., задолго до принятия законодательных актов о наличии планов на случай чрезвычайных обстоятельств киноотдел компании ICI Ltd (в настоящее время это независимая кинокомпания Millbanks Films) выпустил кинофильм, который назывался "Авария, ставшая безопасной", где были показаны примеры взаимодействия между руководством промышленности и службами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций [Millbank,1975]. Современная дополненная версия этого фильма вышла в 1985 г. под названием "Авария под контролем" [Millbank,1985].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..