КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ХИМИЧЕСКИХ ОПАСНОСТЕЙ

  Главная      Учебники - Промышленность     Основные опасности химических производств (Маршал В.К.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  112  113  114  115  116  117  118  119  .. 

 

 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ХИМИЧЕСКИХ ОПАСНОСТЕЙ

18.1. ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о том, какое количество опасного вещества позволяет относить опасность, с ним связанную, к категории основных опасностей, весьма нетривиален. В настоящее время в соответствии с ранее совместно декларированными принципами 12 европейских стран вводят законы, регламентирующие основные химические опасности. В основе этих законоположений лежит установление оправданных пороговых уровней более чем для 180 видов или классов веществ. Для неукоснительного соблюдения таких законов требуется выделение весьма значительных ресурсов, как государством, так и промышленностью. Но если законы избыточно строги, расход требуемых ими средств на цели безопасности становится нерациональным, ибо эти ресурсы с большей пользой могут быть употреблены в другом месте. Если же законы слишком мягкие, они не смогут обеспечить необходимого уровня безопасности населения.

И при всем этом, хотя речь идет о значительных денежных средствах, практически отсутствует теоретический анализ принципов установления пороговых уровней; похоже на то, что список работ по этому вопросу практически исчерпывается публикациями автора настоящей книги.* С одной стороны, средства массовой информации и ряд заинтересованных групп утверждали, что пороговые уровни слишком высоки и, следовательно, законы чересчур снисходительны к промышленности. Такая точка зрения неоднократно высказывалась в палате общин, когда слушался вопрос о нормативах (CIMAH Regulations). С другой стороны, отдельные отрасли промышленности в рамках ЕЭС выступили против предлагаемых пороговых уровней как чрезмерно строгих.

Настоящая глава посвящена анализу данной проблемы. В ней выявлен и сформулирован ряд принципов, в соответствии с которыми следует устанавливать пороговые уровни.

18.2. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Все общественные организации, которые были вовлечены в рассмотрение данного круга вопросов, единодушно соглашались, что обсуждаемая проблема - это проблема основных опасностей. Все они также были единодушны в том, что при реализации основные опасности способны поражать как население, так и персонал промышленных предприятий. В носящих нормативный характер работах [АСМН.1979; ECD.1982] также считается, что с реализациями таких опасностей сопряжена и возможность поражения окружающей среды как сопутствующее поражению человека обстоятельство. В этих работах допускается возможность нанесения ущерба окружающей среде и без прямых последствий для человека.

____________________________________________________________

*В работе [Легасов,1984] содержится как обзор большого количества зарубежных и отечественных публикаций по принципам установления пороговых уровней, так и выстроенные на основе этих принципов конкретные рекомендации по экономической оправданности мер обеспечения безопасности. - Прим. ред.

В работе [ECD,1982] основная опасность определяется как "... связанная с серьёзной угрозой для человека, безразлично - немедленной или отложенной, вне или внутри среды его обитания, и/или угрозой для окружающей среды". Вопрос о том, при каких условиях реализация опасности представляет угрозу для окружающей среды и в то же время не представляет угрозы для человека, рассматривался в гл. 16.

Бесспорно, что такие крупные аварии промышленных предприятий, как взрыв в Оппау в 1921 г., взрывы паровых облаков в Людвигсхафене в 1948 г. и в Фликсборо в 1974 г., образование токсичного облака в Бхопале в 1984 г., являются примерами реализации основных опасностей - как с точки зрения специалистов, так и с точки зрения общественности. Эти аварии представляют (по-видимому. - Перев.) границу спектра химических опасностей и убедительно свидетельствуют о необходимости исключительных мер безопасности в отношении потенциально больших опасностей.

С другой стороны, общепризнанна и неправомерность отнесения к категории основных опасностей тех, в результате реализации которых могут погибнуть не более 1-2 чел. Всеми осознается, например, что в результате неправильного обращения с баллоном со сжиженным нефтяным газом вместимостью около 20 л, который продается населению, возможна гибель одного или двух человек. Однако попытка сделать эти газовые баллоны предметом регулирования законодательства об "основных опасностях" способна лишь дискредитировать саму эту концепцию.

Пороговые уровни для основных опасностей тем самым должны находиться где-то между десятками, если не сотнями погибших, и 1-2 смертельными исходами. Вопрос заключается в том, каковы эти уровни в действительности.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  112  113  114  115  116  117  118  119  ..