ПОРОГОВЫЕ УРОВНИ РИСКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ХИМИЧЕСКИХ ОПАСНОСТЕЙ

  Главная      Учебники - Промышленность     Основные опасности химических производств (Маршал В.К.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  .. 

 

17.4.

ПОРОГОВЫЕ УРОВНИ РИСКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ХИМИЧЕСКИХ ОПАСНОСТЕЙ

17.4.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Невозможно указать, когда вопросы безопасности новых технологий впервые стали предметом заботы государства. Уже в Ветхом завете (Пятая Книга Моисеева, Второзаконие, гл. 22, стих 8) сказано: "Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него".

ТАБЛИЦА 17.2. Опасные вещества, используемые для изготовления бытовых товаров

(Второзаконие появилось, вероятно, еще за семь веков до новой эры.) Сказанное, возможно, допускает такую интерпретацию:

когда впервые появились дома с плоской крышей, обеспечение безопасности было вначале предметом "внутреннего регламентирования" и их строители (а также, вероятно, и их владельцы) по взаимному согласию устанавливали ограждения на крыше (парапеты). Позднее, когда проявления опасности участились - при падении с крыши гибли или травмировались люди, государственная власть вмешалась и предписала в законодательном порядке решение, уже опробованное рядом строителей.

В более поздние времена вопросы безопасности также поднимались в Англии при рассмотрении парламентских законов о железных дорогах. Эта процедура соответствует современным публичным слушаниям. В книге [Hunter, 1977] описаны слушания в 1825 г. Законоположения о железнодорожном сообщении на участке Ливерпуль - Манчестер. Этот акт состоял из 150 пунктов, комиссия по его рассмотрению заседала 37 раз. Джорджу Стефенсону, назначенному инженером проекта, было запрещено создавать локомотивы, движущиеся со скоростью более 20 миль в час. Один из политиков предупредил его, что он должен ограничить свои притязания на большую скорость, иначе "его посчитают сумасшедшим... и прикроют всю затею". Автор работы [Hunter, 1977] восклицает: "Даже большая часть осведомленных и разумных людей в 1825 г. не могла себе представить, что какой-либо механизм может перемещаться со скоростью быстрее десяти миль в час без того, чтобы не разрушить и не поубивать всех на своем пути". Данное законодательное предложение было отклонено парламентом. Автору настоящей книги довелось прочесть некоторые аргументы тех времен; они подтверждают, что даже полтора столетия назад ссылки на безопасность представлялись соображениями более высокого порядка, чем апелляция к личным интересам.

Можно привести и другие примеры. В той же Великобритании в 1865 г. был принят Закон о самодвижущихся механизмах. Он определил общее ограничение скорости - 4 мили в час (в городах - 2 мили в час) и требовал, чтобы перед механизмом следовал человек с красным флагом. Эта практика продолжалась в той или иной форме в течение 31 года. Возможно, этот закон и спас сколько-то жизней, однако в настоящее время общепризнано, что он нанес громадный вред зарождающейся автомобильной промышленности Великобритании.

Вред подобного подхода представляется очевидным, и тем не менее ничего не известно о количественном соотношении, существование которого было осознано позднее, между выгодами технического прогресса и той ценой в человеческих жизнях, которую приходится за этот прогресс платить.

Также следует отметить, что уже тогда была понятна разница в отношении общественности к опасностям, угрожающим населению, и опасностям, способным поражать только производственный персонал. Добыча угля служила примером опасности последнего типа, поскольку самый страшный по своей силе подземный взрыв не приводил к несчастным случаям среди населения.

Как видно из рис. 12.1, в истории добычи угля в Великобритании было несколько лет, когда только в катастрофических авариях погибало по 400 - 500 чел. В работе [Вгуап,1975] для периода 1853 -1862 гг. приводится оценка, согласно которой в среднем ежегодно гибло 1000 рабочих из 250 тысяч занятых в этой сфере, или на каждую тысячу работающих ежегодно имело место приблизительно 4 несчастных случая со смертельным исходом, при этом смертность в отрасли составляла 113 чел. Этот уровень смертности приблизительно на 2 порядка выше уровня смертности в современной промышленности Великобритании, равного 3,5 чел.* Вплоть до 1930 г. общее ежегодное количество смертей превышало в этой отрасли 1000 на 1 миллион работающих.

К сожалению, лишь немногие современные работы в области риска для населения затрагивают исторические аспекты проблемы. Как следствие этого, читатели видят проблему лишь как новую, только что возникшую и развивающуюся. В книге [Kates.1977] по этому поводу отмечается: "Так же как и все социальные показатели, за исключением одного, число случаев реализации опасностей росло... Единственным исключением является статистика последствий... Неоднократно проявлялись огромные расхождения между этой статистикой и восприятием опасностей учеными, общественностью и официальными лицами".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  ..