ОПИСАНИЕ СЛУЧАЕВ АВАРИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ВЗРЫВЫ КОНДЕНСИРОВАННОГО ВЕЩЕСТВА

  Главная      Учебники - Промышленность     Основные опасности химических производств (Маршал В.К.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

ОПИСАНИЕ СЛУЧАЕВ АВАРИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ВЗРЫВЫ КОНДЕНСИРОВАННОГО ВЕЩЕСТВА

 

11.1.

АВАРИЯ 21 СЕНТЯБРЯ 1921 г. В ОППАУ (ГЕРМАНИЯ)

21 сентября 1921 г. в 7 ч 30 мин произошел взрыв на предприятии компании BASF в Оппау, расположенном неподалеку от Людвигсхафена. Многочисленные описания аварии значительно расходятся по своим оценкам.

В результате взрыва погиб 561 чел., включая 4 чел. в Маннгейме, расположенном в 7 км от места взрыва. 1500 чел. получили ранения. 75% зданий в Оппау были разрушены. Всего разрушено около 1000 зданий.

Во всех описаниях причиной аварии считается взрыв смеси нитрата и сульфата аммония массой 4500 т, который произошел в результате инициирования детонации взрывным зарядом, обычно применяемым для дробления затвердевшего материала. В работе [Clancey.1963] указано, что материал представлял собой закристаллизовавшуюся смесь нитрата и сульфата аммония в молярном отношении 2:1, что по массе соответствует 58% нитрата аммония. Согласно другой работе [Biasutti,1985], взорвавшееся вещество представляло собой смесь 50% нитрата и 50% сульфата (проценты по массе). В той же работе содержится следующее рассуждение: так как доказана невозможность возбуждения детонации любой смеси, содержащей более 40% сульфата, взорвавшаяся смесь представляла собой негомогенную структуру, отдельные части которой могли на 70% состоять из нитрата. Однако, если среднее содержание нитрата составляло 50% и в то же время существовали части смеси с меньшим его содержанием, то сложно понять причину взрыва всего количества смеси.

Авторы обеих работ согласны с тем, что решение об использовании таких взрывчатых веществ следует принимать только после проведения исчерпывающих исследований, в том числе многих тысяч натурных подрывов.

Существуют различные оценки размеров кратера, образовавшегося в результате взрыва. Проведенный анализ [BASF,1958] дает следующие параметры: глубина около 10 м; ширина 75 м; длина 115 м. Все здания в радиусе 250 - 300 м от места взрыва были либо полностью разрушены, либо повреждены настолько, что однозначно нуждались в сносе.

11.2. АВАРИЯ 16 АПРЕЛЯ 1947 г. В ТЕХАС-СИТИ (ШТ. ТЕХАС, США)

Во время аварии, случившейся 16 и 17 апреля 1947 г., судно "Grandcamp" находилось в порту Техас-Сити с грузом около 2300 т нитрата аммония. Отмечается [Nash,1976], что пожар возник в грузовом отсеке с нитратом аммония, который был упакован в бумажных мешках. Капитан судна принял решение не гасить огонь водой, чтобы не испортить груз, и пытался ликвидировать пожар, задраив палубные люки и впуская пар в грузовой отсек. (Такие меры могли способствовать ухудшению ситуации, усиливая пожар без доступа воздуха, поскольку происходил подогрев нитрата аммония.) Пожар начался в 8 ч утра, а в 9 ч 12 мин произошел взрыв, в результате которого погибло более 200 чел., столпившихся в порту и наблюдавших за пожаром; в числе этих двухсот­ капитан и команда судна, состоявшая из 32 чел., а также четыре человека – экипажи двух самолетов, в момент взрыва совершавших облет судна.

В результате взрыва произошли серьезные разрушения в порту и возник пожар, который быстро распространился на близлежащий комплекс компании Monsanto и резервуарный парк ряда нефтяных компаний. Обломки при взрыве разлетелись на тысячи метров: так, например, обломок оси винта судна массой 1 т отлетел на 4 км.

В 1 ч 10 мин следующего дня (17 апреля) на другом судне ("Highflyer"), транспортировавшем нитрат аммония и (по некоторым сообщениям) серу, которое загорелось 16 апреля в результате взрыва на первом судне, произошел взрыв.

Всего за два дня погибли 522 чел., пострадали 3000 чел. и 200 чел. пропали без вести. Ущерб составил 100 млн. долларов (по ценам 1947 г.). Есть фотографии пожара [Nash,1976] и места аварии после взрыва [Brasie,1968].

Авария в порту Техас-Сити показала, что при некоторых обстоятельствах горение нитрата аммония может привести к взрыву даже при попытке ограничить пожар, как было в случае с палубными люками. Количество нитрата аммония, которое фактически участвовало в обоих взрывах, не может быть с уверенностью установлено, так как часть нитрата выгорела еще до взрыва. Возможно, оно составляло 2000 т, тротиловый эквивалент каждого из взрывов составил примерно 1000 т ТНТ.

Случай в Техас-Сити способствовал возникновению термина "эффект домино". Этим эффектом обусловлены пожары на нефтехранилищах близлежащего химического предприятия и складских помещений.

Кажется очевидным, что капитан первого судна не имел опыта по анаэробным пожарам, а порт был недостаточно оборудован для борьбы с крупным пожарами. Людские потери несомненно возросли в результате так называемой негативной эвакуации, выразившейся в скоплении в порту большого количества людей, желавших понаблюдать за пожаром. Если бы местные власти предприняли действия по эвакуации (или были способны их предпринять), число погибших было бы значительно меньше. Случай в Техас-Сити - не единственный пример, когда гибнут люди, являющиеся простыми наблюдателями происходящей аварии.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..