|
|
содержание .. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
3.2.ДАННЫЕ О РАССЛЕДОВАНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ХИМИЧЕСКИХ АВАРИЙ
3.2.1. ПРОЦЕДУРА РАССЛЕДОВАНИЯ В Великобритании, США и некоторых других странах всякий случай насильственной или внезапной смерти, когда нет очевидных свидетельств естественности этого случая, подлежит расследованию особым судебным следователем - коронером (в Шотландии его именуют "местный прокурор"). Коронер проводит следствие самостоятельно или вместе с жюри. Следствие проводится главным образом для определения категории смертного случая -например, смерть от естественных причин, смерть в аварии, самоубийство или преднамеренное убийство. Коронеры могут и обязаны давать рекомендации по предотвращению смертельных случаев в авариях. Таким образом, все обусловленные реализацией основных химических опасностей случаи смерти в Великобритании и ряде других стран подлежат официальному расследованию коронера, в ходе которого могут участвовать юристы и другие привлекаемые к расследованию лица (например, официальные представители профсоюзов). Групповые несчастные случаи большей частью расследуются в соответствии с процедурой, описанной в разд. 3.2.2 и несколько отличающейся от приведенной выше. В случае если расследование начато, коронер осуществляет дознание, чтобы убедиться в подлинности обстоятельств, и затем проводит его до тех пор, пока не будут установлены необходимые факты. Коронер (совместно с жюри) почти всегда целиком и полностью основывает свой вердикт на фактах расследования, хотя закон не предписывает ограничиваться только ими. По этой причине следствие, проводимое коронером и его жюри, мало что прибавляет к нашим знаниям об основных химических опасностях. 3.2.2. ДАННЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ В Великобритании при определенных условиях аварии могут расследоваться в судебном порядке. Раздел 14 Закона об обеспечении безопасности и охраны труда на производстве (1974) уполномочивает Комиссию по охране здоровья и промышленной безопасности (H&SE) с согласия государственного министра проводить расследования, которые могут быть публичными, "любых аварий, происшествий, ситуаций и других случаев ... во исполнение основных целей закона" и предоставляет в отношении всякого причастного к этому расследованию лица "право вызывать его в качестве свидетеля для дачи показаний, право брать показания под присягой" и "... право информировать общественность об устанавливаемых данных или же той их части, которую комиссия сочтет необходимой". Степень соблюдения формальностей при расследовании определяется серьезностью события. В наиболее официальной процедуре будет назначен судья или Королевский совет во главе с председателем и имеющий в своем составе экспертов. При таком ведении расследования суд может действовать лишь через адвокатов высокого ранга, имеющих право выступать во всех судах (так называемых барристерах). Именно такой была процедура расследования аварии 1 июня 1974 г. в Фликсборо (Великобритания). В менее формальном варианте расследование может проводиться инспектором по надзору за безопасностью или группой таких инспекторов. Именно так было построено расследование взрыва на металлургическом предприятии [H&SE,1976]. Масса полезной информации была получена в результате расследований, проводимых Национальным советом по безопасности на транспорте (NTSB). Среди всех расследуемых серьезных аварий при транспортировке по железной дороге, на речных и морских путях, по трубопроводам встречаются случаи аварий с выбросами горючих и токсичных веществ. 3.2.3. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ДАННЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ АВАРИИ По мнению автора, самым серьезным ограничением данных официальных расследований обстоятельств аварии, по крайней мере с точки зрения исследователя основных химических опасностей, является то, что главная цель расследования заключается в установлении причин катастроф и в ходе расследования слишком мало внимания уделяется выявлению и описанию эффектов, возникающих в ходе аварий.* Официальные расследования ограничены необходимостью использования юридического языка и значительной стоимостью процесса, связанной с соблюдением необходимых формальностей. С другой стороны, сказанное не всегда справедливо в отношении официальных расследований, что доказывает пример [H<SE,1980], когда значительное внимание было уделено именно последствиям аварии в Севезо, как немедленным, так и долгосрочным. Кроме того, в некоторых случаях выпускаются дополнения к основным материалам расследования, позволяющие восполнить имеющиеся в них пробелы. Характерным примером служит здесь отчет полиции [Humberside Police,1 974], где приводится подробнейшее описание последствий аварии 1 июня 1974 г. в Фликсборо (Великобритания), отсутствующее в материалах официального отчета [Flixborough,1975]. _________________________________________________________________________________________ *Сейчас, по-видимому, наиболее актуальной проблемой в подготовке исходных данных по авариям промышленных предприятий и по связанным с ними чрезвычайным ситуациям становится уточнение задач и процедур сбора информации. Осознание в последнее время возможности существенного повышения безопасности производств за счет использования опыта происшедших аварий не позволяет более пренебрегать всеми теми сведениями, которые можно получить в ходе расследования происшествия и его реконструкции. - Прим. ред. ТАБЛИЦА 3.1. Структура данных, подлежащих фиксированию при расследовании аварий с проявлениями основных опасностей химических производств [Roberts.1980]
3.2.4. КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО АВАРИЯМ В БУДУЩЕМ? Очевидно, что в случае потери герметичности сосудов с горючими и токсичными веществами или взрывов, прежде всего, следует спасать людей и локализовать процесс дальнейшего распространения пожара или токсичных веществ. Также срочно требуется эвакуировать тела погибших в аварии. Однако существуют такие области, где только скорейшее квалифицированное изучение обстоятельств дела специалистами, которые могут целиком сосредоточиться на этом этапе изучения, способно дать ценную информацию о процессах, происходящих в случае реализации основных химических опасностей. Примерами данных, которые следовало бы собирать,* являются сведения о местоположении жертв аварии (мест, откуда они были эвакуированы) и положении тел перед выносом. Последнее может оказаться значительным подспорьем при опознании трупов. Пренебрежения этими правилами создали затруднения при аварии 11 июля 1979 г. в Сан-Карлосе (Испания), когда свыше 150 тел были вывезены без фиксирования их расположения. Если бы это было сделано, процесс опознания трупов был бы значительно облегчен, например, по автомобилям и другой собственности. В работе [Roberts,1980| этот вопрос обсуждался в целом, выводы работы приведены в табл. 3.1. Роберте выделяет ряд пунктов, среди которых одним из самых важных, видимо, является требование не принимать преждевременно какого-либо частичного предположения. По сведениям автора, работу Робертса можно считать единственной опубликованной работой, в которой формулируются подобные требования. К перечню Робертса, возможно, следует добавить еще два дополнительных пункта: 1. Важность фиксации ущерба, причиненного автомобилям. Они вездесущи и могут оказаться ближе к месту аварии, чем здания. 2. Важность (особенно в случае токсических выбросов) фиксации места расположения и видов погибших животных и птиц. _________________________________________________________________________________________ *К сожалению, пока остается открытым вопрос о структуре данных по авариям промышленных предприятий и по связанным с ними чрезвычайным ситуациям, подлежащих сбору в ходе расследования. Можно отметить по крайней мере три основных требования, которые определяют эту структуру. Во-первых, собираемые данные должны соответствовать тому спектру вопросов по авариям и чрезвычайным ситуациям, который определился в настоящее время. Во-вторых, собираемые данные должны обеспечивать возможность сопоставления реальных аварий промышленных предприятий с данными натурных и вычислительных экспериментов. В-третьих, не должны опускаться сведения, которые на настоящее время не имеют адекватного теоретического описания. Необходимо отметить, что пока структура данных, используемых в эксплуатируемых компьютерных базах данных (они описаны в приложении III), не отвечают сформулированным требованиям. - Прим. ред.
содержание .. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
|
|
|