§ 87. МОСТЫ

  Главная      Учебники - Промышленность     Конструкции из дерева и пластмасс (В.А. Иванов, В.З. Клименко) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

§ 87. МОСТЫ

 

 

 

Мосты проектируются по специальным нормами техническим условиям с учетом действующей на них нагрузки от автомобильного и железнодорожного транспорта.

Основные конструктивные элементы моста: опоры и пролетное строение со связями жесткости. Пролетное строение включает несущие конструкции и проезжую часть, состоящую из системы поперечных и продольных балок и ездового полотна. В зависимости от конструкции пролетного строения могут быть различные типы мостов.
 


Балочные мосты

 

 При пролетах до 6 м пролетное строение балочных мостов выполняется из часто поставленных прогонов из брусьев или бревен, уложенных непосредственно на насадки опор; для пролетов до 9 м прогоны могут быть выполнены в виде составных балок на колодках. Это конструкции построечного изготовления.

При применении клеедощатых или клеефанерных главных балок в пролетном строении высотой h = (1/10...1/15) l длина пролета l может достигать 20 м. В принципе возможны и большие пролеты, но при этом небходимо устройство монтажных стыков, что усложняет конструкцию. Балки, число которых должно быть четным, связываются попарно в жесткий пространственный блок связями (рис. 183, а).

 

 

Проезжая часть выполняется в виде деревоплиты, собираемой из отдельных блоков шириной до 1 м, которые крепятся к главным балкам глухарями из круглой стали. Блоки изготовляются из досок на ребро, склеенных по пласти. Так как ширина досок различна (она чередуется по 11 и 13 см), поверхность плиты получается ребристой, что дает хорошее сцепление с покрытием из асфальтобетона.

В СССР разработаны сборные пролетные строения l = 4...20 м из пространственных клеефанерных блоков заводского изготовления с дощатоклееными и клеефанерными несущими ребрами (рис. 183, б). Ширина блока принимается равной ширины пролетного строения, высота блока h = (1/16...1/20) l.

 

 

 

 

 

Сквозные системы мостов

 

 В подкосных мостах (рис. 183, в) подкосы служат промежуточными опорами, что позволяет увеличить длину пролета l до 9 м; в ригельно-подкосных (рис. 183, г) — до 12 м; в арочно-подкосных (рис. 183, д) —до 24 м.

Для мостов подвесных систем с ездой понизу (рис. 183, е) и шпрен-гельных с ездой поверху (рис. 183, ж) можно Применять составные балки со стыками по длине при пролетах до 18 м.

Такие сквозные системы мостов выполняются из бревен или брусьев и являются временными конструкциями, возводимыми на строительной площадке из местного материала. Капитальные мосты выполняются из клеедощатых и клеефанерных балок, что позволяет увеличивать пролеты мостов подвесной и шпренгельной систем.
 

 

Рис. 183. Конструктивные схемы балочных и сквозных систем мостов

 

 


Фермы Гау—Журавского

 

 (рис. 183, з, и). Эти раскосные системы раньше широко использовались для строительства мостов пролетом до 60 м. Пояса и перекрестные раскосы выполняются из дерева, стойки — из стальных тяжей. Узлы решаются лобовым упором раскосов в деревянную подушку при деревянном нижнем поясе или сварной башмак при металлическом нижнем поясе. Так как при такой конструкции узла раскосы всегда сжаты, а усилие в них при подвижной

нагрузке меняет знак, при сборке ферм тяжи натягиваются. Полученное натяжение сохраняется при эксплуатации и обеспечивает плотность сопряжений в узлах. Высота ферм h = (1/5-1/6) l, а строительный подъем (1/300,...1/500) I.

Мосты системы Гау—Журавского надежны в эксплуатации, благодаря чему эта система успешно применяется и в наши дни. Применение клеедощатых поясов и раскосов позволяет увеличить длины панелей и уменьшить количество узлов.

Автодорожный мост из клееной древесины пролетом 60 м сквозной системы с перекрестной решеткой показан на рис. 184. Верхние пояса сегментного очертания этого моста состоят из двух ветвей сечением по 28 X 53 см, сечение ветвей нижних поясов 28 X 33 см. В зазор между ветвями заведены двухветвевые стойки, между ветвями которых в свою очередь заведены раскосы. Это центрирует узлы, выполненные на нагелях, и дает возможность избежать дополнительных изгибающих моментов в панелях и возникновения в древесине усилий поперек волокон. Поперечные балки проезжей части сечением 28 X 85 см подвешены в узлах нижнего пояса на болтах (рис. 184, б, в). В плоскости нижних поясов и выше проездного габарита в плоскости верхних поясов, а также между стойками устроены связи жесткости.

 

 

 

Рис. 184. Автодорожный мост сквозной системы: а — схема моста; б узел верхнего пояса; в узел нижнего пояса

 

 

 

 

 

Арочные мосты

 

 Наиболее распространенные схемы арочных мостов показаны на рис. 185, а, б, в. Основными несущими конструкциями мостов этой системы являются арки, которые могут выполняться в виде сквозных ферм и сплошного сечения из досок на водостойких клеях. Часто поставленные стойки или подвески позволяют конструировать продольные балки проезжей части небольшого сечения. Пролеты арочных мостов могут достигать 60 м, f/l = (1/4...1/7), h/l = (1/25... 1/50). Пространственная жесткость обеспечивается поперечными

вертикальными связями между стойками или подвесками, горизонтальными продольными связями в плоскости проезжей части, продольными связями между арками.

 

 

 

 

 

Рис. 185. Схемы арочных и комбинированных систем мостов:
а — арочная система с ездой поверху; б — то же, с ездой посередине; в — то же, с ездой понизу; г — комбинированная система с гибкой аркой и фермой жесткости; д — то же, с балкой жесткости; е — комбинированная система с гибкой цепью; 1 — вертикальные поперечные связи; 2 — горизонтальные продольные связи; 3 — продольные связи между арками; 4, 5 — портальные связи в пределах проездного габарита; 6 — оттяжки

 

 

 

 

 

Комбинированные системы мостов

 

 Эти системы рациональны при больших пролетах мостов (100... 150 м) и представляют собой комбинацию гибкой арки с фермой (балкой) жесткости (рис. 185, г, д) или гибкой цепи с фермой (балкой) жесткости (рис. 185, е). Распор в системе «арка — ферма» целесообразно передавать на верхние сжатые пояса фермы, центрируя пояса арки в опорных узлах на верхние пояса ферм жесткости. В системе «цепь — ферма» распор воспринимается оттяжками. Для мостов системы «арка — ферма (балка)» h= (1/5... 1/7) /, h = (1/15...1/20) I — для ферм жесткости и h = (1/20-1/25) — для балок жесткости. Для мостов системы «цепь — ферма» h = (1/15-1/30) /.  При монтаже мостам придается

строительный подъем, равный 1/500 пролета. Пространственная жесткость пролетного строения обеспечивается продольными горизонтальными связями и вертикальными поперечными связями между фермами или балками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..