За рассматриваемый период можно отметить
следующие изменения в способах выделки пороха. Первоначальный состав
.пороха отличался весьма значительно от ныне принятого. Сначала,
вероятно, брали равные количества селитры, серы и угля. Однако
убедившись, что горение пороха совершается энергичнее с увеличением
содержания селитры, пришли к такому пороховому составу (близкому к
современному): 6 ч. селитры, 1 ч. серы и 1 ч. угля. Затем уменьшили
содержание серы в пользу угля. Серу сохранили в составе пороха, учитывая
ее цементирующие свойства.
Так, во Франции с конца XVI в. был принят следующий состав пороха: 75%
селитры, 12,5% серы и 12,5% угля.
С начала XIX в. в Германии (Пруссия) был принят такой состав: 75%
селитры, 10% серы и 15% угля.
В России в начале XVIII в. в состав пороха входили 74% селитры, 15% серы
и 11% угля, а к концу XIX в. — 75% селитры, 15% угля и 10% серы. В
последних образцах(1890—1895гг.) призматических порохов количество серы
резко сокращается. Так, шоколадный призматический порох Охтенского
завода заключал в себе: 75% селитры, 21% шоколадного угля и лишь 4%
серы. Германские заводы снизили содержание серы до 2% (78% селитры, 20%
угля и 2% серы). Русский
К концу XIX в. состав военных дымных порохов в различных государствах
был очень схож и близок к соотношению: 75% селитры, 15% угля и 10% серы.
3. Дымный порох в подрывном деле. Около трехсот лет дымный порох служил
исключительно для военных целей. Самое раннее сообщение об его
промышленном применении относится к 1627 г., когда тирольский горняк
Гаспар Вейндль произвел первые опыты взрыва в одном венгерском руднике.
Преимущества взрывного метода перед ручным трудом
были настолько очевидны, что в течение короткого времени его стали
широко внедрять в практику горного дела. Имеются сведения о применении
пороха для этих целей в Гарце с 1632 г., в Саксонии — с 1645 г. и в
Англии — с 1670 г. По некоторым данным, взрывной метод стали
практиковать в Швеции с 1635 г. немецкие горнорабочие на серебряных
рудниках в Назафьелле. Вскоре подрывные работы получили широкое
распространение на строительстве дорог и туннелей: например, во Франции
при строительстве туннеля Мальпа в 1679 г. и особенно в Швейцарии в 1696
г. при расширении древней тропы в большую дорогу, а в 1707 г. был
взорван Урнер-лох у Сен-Готарда.
Развитие взрывных работ замедлялось до некоторой степени вследствие
несовершенства средств воспламенения. Вместо современного бикфордова
шнура в то время пользовались или палочками обмазанными пороховым
тестом, или запалами в виде высушенных и свернутых в тонкую трубочку
бумажных полосок, в которые вводили медленно горящий серный
фитиль,—хлопчатобумажную нить, пропитанную жидкой серой, служившей для
проводки огня.
В первое время при взрывных работах применяли ручное ударное бурение, но
уже в 1683 г. был введен первый буровой механизм, облегчивший и
улучшивший условия применения пороха. Тогдашние буровые скважины все же
были малы: их диаметр колебался в пределах 15—20 мм.
Дальнейшее улучшение взрывной техники было проведено только вXIXстолетии.
В 1804г. был произведен первый взрыве помощью электричества в Коновице
(Австрия), осуществленный Хастелем, который использовал более ранние
работы (в 1744 г. Лудольфу перед Берлинской академией удалось зажечь
серный эфир от электрической искры). В 1831г. Бикфорд вводит
огнепроводный шнур, названный его именем, а в 1854 г. Брайтон и Бартлет
применили сжатый воздух для приведения в действие буровой .машины.