КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 Главная      Учебники - Производство     Порошковое материаловедение

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7 

 

 

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы этой группы применяются для изготовления изделий, используемых в качестве силовых и несущих элементов в различных областях машиностроения, приборостроения, бытовой техники и новых областей техники (атомной, ракетной, вычислительной и др.). Это весьма обширная группа материалов, в которую входят материалы для общего машиностроения, жаропрочные, коррозионностойкие и некоторые другие. Общим требованием, к конструкционным материалам является высокая прочность. В зависимости от условий работы это
требование может распространяться на широкий температурный интервал, а также на эксплуатацию в условиях агрессивных сред, радиационных полей и т.д. Как уже отмечалось ранее, определенные требования по прочности предъявляют практически ко всем материалам, однако для конструкционных это требование является превалирующим. Далее рассмотрены лишь материалы для общего машиностроения и жаропрочные.

Материалы для общего машиностроения. Детали общемашиностроительного назначения занимают преобладающее место в порошковой металлургии. По данным [193], потребность в этой группе материалов превышает 60 % всей потребности в порошковых материалах. Технология изготовления, свойства и области применения их изложены в ряде работ [9, 32, 193 - 195, 238 - 241]. Основные стимулы использования методов порошковой металлургии для изготовления конструкционных деталей - сокращение расхода металла, снижение энергопотребления и трудозатрат. Как правило, конструкционные материалы изготовляют на основе железа, но в последнее время интенсивно развивается производство этих материалов на основе порошков титана, алюминия и их сплавов.

На основе данных [193, 239] детали общемашиностроительного назначения можно подразделить на четыре группы: малонагруженные, умереннонагруженные, средненагруженные и тяжелонагруженные (табл. 40).

Эта классификация носит, конечно, условный характер (не следует, например, абсолютизировать данные о показателях относительных свойств). Однако в инженерной практике она имеет большое значение. Так, изделия первой группы являются малоответственными, их не рассчитывают на прочность, а размеры выбирают исходя из конструкционных и технологических соображений. Такие изделия изготовляют из стандартных порошков среднего качества, обычно прибегая к традиционной технологии порошковой металлургии - прессованию и спеканию; термическую обработку используют редко. При изготовлении деталей второй группы прибегают к операциям допрессовки и повторного спекания, после которого в большинстве случаев следует термическая обработка. Детали третьей и особенно четвертой группы являются особоответственными, для их получения применяют методы активированного спекания, пропитки, жидкофазного спекания, горячего прессования, холодной и горячей ковки (штамповки) с последующей термической и термомеханической обработкой. Эти детали работают не только при статических, но и при динамических нагрузках, поэтому требования к остаточной пористости, химическому составу, наличию включений в структуре (прежде всего тяжело-нагруженных деталей) тщательно регламентируют.

Следует отметить важность особенностей конструирования изделий из порошковых материалов практически любого назначения [1, 193 -195, 238, 239]; учет специфики методов ПМ позволяет реализовать характеристики типа приведенных в табл. 41 в полной мере.

Наиболее распространенные легирующие элементы в порошковых сталях - медь, никель, молибден, углерод, хром. Большинство этих материалов изготовляют из смеси исходных компонентов, хотя все
 

 

ТРИБОТЕХНИЧБСКЛБ МАТЕРИАЛЫ

Эффективность работы многих объектов транспорта, машиностроения, энергетики, бытовой и военной техники определяется узлами трения - подшипниками, тормозами, передаточными устройствами, уплотнениями и т.п. С увеличением скоростей и нагрузок повышаются требования и к материалам этих узлов - антифрикционным и фрикционным. Если первые должны характеризоваться прежде всего низким коэффициентом трения и минимальными потерями на трение, то для вторых, наоборот, коэффициент трения должен быть значительным и обеспечивать высокую энергоемкость. Общими требованиями к
этим материалам являются высокая износостойкость и хорошая прирабатываемость. В триботехнических материалах (их часто называют также материалами для узлов трения) должны сочетаться характеристики, зачастую весьма противоречивые, поэтому эти материалы в большинстве случаев являются многофазными. Порошковые антифрикционные материалы на основе железа в ряде случаев успешно конкурируют с такими традиционными и дефицитными материалами, как бронзы и баббиты.

Антифрикционные материалы. Подробная информация об этих материалах приведена в работах [193 - 195, 265]. Основные узлы трекия, где используют антифрикционные материалы, - это подшипники, подпятники, вкладыши, уплотнения, шарнирные устройства, скользящие токосъемники и др. Условия работы этих узлов разнообразны - трение со смазкой, без смазки, в вакууме, в широком I диапазоне температур, в жидких и газообразных средах, включая агрессивные. Скорости скольжения могут составлять от нескольких миллиметров до сотен метров в секунду и более, нагрузки - до десятков мегапаскалей, в том числе и динамические; износ может быть обусловлен не только чисто механическими и коррозионными причинами, но и электроэрозией. В основном антифрикционные материалы изготовляют на основе железа, меди и их сплавов. В стадии разработки и промышленного опробования находятся материалы на основе титана, алюминия и тугоплавких соединений. В табл. 47 представлены свойства некоторых антифрикционных материалов на основе железа согласно ГОСТ 26802- 86.

В качестве оценки несущей способности антифрикционных материалов часто используют произведение нагрузки на скорость Рг, хотя такая оценка не учитывает в полной мере условий смазки, температуры и др. Приведенные в табл. 47 сведения относятся к скоростям до 2 - 3 м/с. Технология изготовления антифрикционных материалов на основе железа градационна - смешивают компоненты, прессуют при 300 - 700 МПа, спекают при 1100 - 1150С в защитной среде или в контейнерах с засыпкой, пропитывают смазками, калибру: ют. Сера, которая присутствует в антифрикционных материалах в виде сульфидов и способствует повышению эксплуатационных свойств, вводится в шихту либо в элементарном виде, либо путем пропитки спеченных изделий расплавленной серой с последующим отжигом.

Присутствие графита в антифрикционных материалах необходимо, с одной стороны, как смазывающего компонента, а с другой стороны, как повышающего прочность и износостойкость вследствие образова-. ния перлита. Включения цементита также способствуют повышению износостойкости, однако при этом может повышаться и износ вала. Добавки меди способствуют упрочнению, предотвращают излишнее
науглероживание; с помощью добавок меди в производстве антифрикционных и конструкционных материалов регулируют объемные изменения при спекании - процессы гетеродиффузии в системе Fe -Си способствуют росту образцов, компенсируя усадку. Объемные изменения при спекании композиций типа Fe - С - Си - Me, реализация различных структурных состояний в них зависят от многих факторов - дисперсности исходных порошков, степени их окисленнос-ти, пористости образцов и изделий, наличия влаги в окружающей среде, качества графита, наличия других легирующих элементов, температуры и длительности спекания, условий охлаждения. Все это сказывается на уровне диффузионного взаимодействия в системе железо - углерод и получение заданных структур при изготовлении железографитовых материалов требует регламентации режимов спекания и характеристик исходных компонентов. Изучение особенностей взаимодействия углерода с железом при спекании железографитовых смесей в разных средах показало, что водород положительно сказывается на скорости насыщения железа углеродом, причем обязательным условием взаимодействия является десорбция газов с поверхности частиц графита и восстановление оксидных пленок на частицах железа [266]. Сравнение различных методов контроля качества спеченных железографитовых материалов (определения прочности при изгибе, растяжении, радиальном сжатии, твердости, ударной вязкости, скорости распространения ультразвуковых колебаний) показало, что ультразвуковой метод и определение прочности при радиальном сжатии являются наиболее точными [267]. Важным моментом в производстве железографитовых материалов антифрикционного и конструкционного назначения является точность
соблюдения размеров. Детальное исследование влияния различных факторов на точность размеров спеченных материалов на основе железных распыленных и восстановленных порошков и их смесей с графитом, никелем и медью было проведено в работе [268]. Изучали, в частности, влияние таких факторов, как упругое последействие,износ матрицы, постоянство давления прессования и соблюдение условий спекания, размеры изготовляемых деталей, колебания в содержании легирующих элементов и др. Отмечено, что снижение точности тем ощутимее, чем выше содержание легирующих элементов. На шведской фирме "Hoganas” разработаны специальные клеющие добавки, которые как бы закрепляют графитовые частички на железных, уменьшая тем самым сегрегацию и существенно снижая разброс размеров для спеченных железографитовых материалов [269].

В условиях трения с обильной подачей смазки спеченные материалы не обладают значительными преимуществами перед литыми, однако ,при ограниченной подаче смазки наличие графита и пор, заполненных маслом, способствует повышению ресурса работы, снижает износ. Для работы при высоких температурах и значительных нагрузках в агрессивных средах разработаны некоторые новые типы антифрикционных материалов: 1) железофторидные композиции (Fe + + CaF2) для температур ~ 350 °С; 2) халькогенидные композиции на основе сульфидов, селенидов, теллуридов для работы в условиях низких температур и вакуума; 3) металлостеклянные и металлополимерные материалы с высокими антифрикционными и антикоррозионными свойствами; 4) нержавеющие сульфидированные и борированные стали для различных агрессивных сред; 5) металлографитовые композиции с высоким содержанием графита (до 30 - 50 об. %) для работы в парах воды при повышенных температурах [265]. Согласно И.М.Федорченко [270], для придания высоких характеристик антифрикционному материалу следует стремиться к созданию композиционного сочетания фаз. Одна из фаз должна быть твердой и износостойкой с низким коэффициентом трения, ее включения должны располагаться в пластичной матрице, воспринимать и перераспределять нагрузку, другая фаза - относительно мягкой, пластичной и образовывать матрицу для твердых включений. Эти принципы были заложены при создании опорных подшипников скольжения щарошечных бурильных долот вместо роликовых подшипников, что повысило проходку и скорость бурения. Подшипники были сделаны из материалов матрично-наполненного типа на основе пластичной матрицы (сплав серебро - медь или свинцово-оловянистая бронза) и сферических частиц реллита (стеллита).

Антифрикционные материалы на основе меди и ее сплавов используют в соответствии с требованиями к показателям электропроводное

ти и коррозионной стойкости - меднографитовые щетки давно применяют в электротехнике, а бронзографитовые подшипники - в условиях повышенной влажности (в водяных насосах и т.д.).

Антифрикционный слой может быть закреплен на несущей подложке, например на стальной ленте. В таких двухслойных материалах в качестве антифрикционного слоя чаще всего применяют оловянистую или свинцовистую бронзу, которую в виде порошка напекают на предварительно луженую стальную ленту. Затем следует доуплотне-ние пористого слоя прокаткой или обжатием и введение в поры фторопласта.

Нитриды бора и кремния - тугоплавкие соединения, которые можно использовать в качестве основы антифрикционных материалов. Графитоподобная модификация нитрида бора обладает хорошими смазочными- свойствами, введение ее в состав подшипниковых композиций способствует повышению рабочей температуры и сопротивлению износу. Горячепрессованные изделия из нитрида кремния используют для изготовления шариков, роликов и обойм подшипников качения [6]. Благодаря высокой твердости и износостойкости, низкому коэффициенту трения применение нитридокремниевых материалов в узлах трения будет расширяться.

К антифрикционным материалам примыкают так называемые уплотнительные материалы, используемые для устранения зазоров и предотвращения утечки пара, жидкости, газа в турбинах, насосах, компрессорах и т.д. (для торцевых и радиальных уплотнений, поршневых колец и др.)Г. Для турбостроительных приложений эти материалы изготовляют на основе никеля с добавками меди, графита, алюминия, нитрида бора, фторидов. С одной стороны, это обеспечивает наличие прочной и обладающей достаточной пластичностью матрицы. С другой стороны, включения графита и нитрида бора (графитоподобной модификации) создают благоприятные условия для трения. Путем легирования матрицы можно существенно повысить жаростойкость материала и расширить температурный интервал его применения.

Работоспособность двигателей внутреннего сгорания во многом определяется качеством поршневых колец, эксплуатируемых при температурах до 300 - 400 °С и высоких нагрузках в условиях граничного трения. К настоящему времени разработан ряд составов на основе железа с добавками меди, углерода, хрома, никеля, молибдена, сульфидов. Изготовленные методом порошковой металлургии поршневые кольца обладают в 2 - 2,5 раза более высокой износостойкостью по сравнению с кольцами из серого чугуна, но уступают несколько хромированным кольцам [193, 195].

Использование многих спеченных антифрикционных материалов, как и общемашиностроительных конструкционных, определяется
преимущественно экономическими соображениями, т.е. зависит прежде всего от объема производства и повышения ресурса работы. Прогресс в области машиностроения и смежных областях создает особенно напряженные условия для работы узлов трения и методы порошковой металлургии в изготовлении антифрикционных материалов становятся незаменимыми.

Фрикционные материалы. Эти материалы используют в различных тормозных транспортных устройствах авиации, автомобилей, тракторов, танков, а также в муфтах сцепления станков, прессов и т.п. Эти материалы работают в трущихся парах и предназначены либо гасить (тормозить) движение, превращая кинетическую энергию в тепловую, либо передавать движение за счет трения. И в том и в другом случае одно из главных требований, предъявляемых к таким материалам, -высокий коэффициент трения, величина которого в случае сухого трения должна составлять около 0,4, а в случае трения в масле - около 0,2. Износостойкость и стабильность работы - тоже важные показатели фрикционных материалов, эксплуатация которых протекает в весьма жестких условиях: температура на рабочих поверхностях может достигать до 1200 - 1300 "С, скорости торможения составляют десятки и сотни метров в секунду, а давления - до 7 МПа. Длительность единичного цикла работы современных тормозных устройств -до 30 с, а муфт сцепления - около 1 с [193,271].

Фрикционные i материалы изготовляют в виде дисков, секторных накладок и колодок разной формы, которые закрепляются на несущем стальном каркасе. Различают два основных типа фрикционных материалов - на медной основе и на железной основе. Первые пригодны для эксплуатации как в условиях сухого трения, так и трения в смазке; вторые используют при работе без смазки. В табл. 48 приведены составы некоторых фрикционных материалов, выпускаемых в СССР. Компоненты фрикционных материалов должны обеспечивать достаточно прочную, износостойкую и теплопроводную основу, а также определенные фрикционные свойства, которые придаются за счет оксидов, карбидов, интерметаллидов, асбеста. Добавки графита и нитрида бора способствуют предохранению от износа; они как твердые смазки повышают антизадирные свойства.

Многокомпонентный характер шихты фрикционных материалов предъявляет особые требования к операциям технологического цикла. Необходимо тщательное смешивание, продолжительность которого может доходить до суток и более. При этом используют конусные, шнековые и другие смесители, а также шаровые мельницы. Для предупреждения расслоения и улучшения прессуемости в шихту вводят минеральное масло, раствор каучука в бензине. Медные материалы прессуют при давлении до 300 МПа, железные - до 600 МПа.
 

Во многих случаях прессование совмещают с напрессовкой фрикционного слоя на несущий стальной каркас, который предварительйо подвергают меднению гальваническим методом. Спекание фрикционных материалов обычно проводят под давлением с тем, чтобы обеспечить достаточное уплотнение (относительная плотность, как правило, должна быть более 0,85 - 0,9) и прочное соединение фрикционного слоя с несущим каркасом. Температура спекания в зависимости от состава для материалов на медной основе составляет 650 -950 °С, на железной основе - 1050 - 1150 *С; давление для первых -0,5 - 1 МПа, для вторых - 1 - 1,5 МПа. После спекания под давлением изделия подвергают дополнительной механической обработке -нарезанию пазов, канавок, шлифовкеи др.

Твердость НВ материалов на железной основе составляет 600 -1000 МПа, прочность на растяжение и сжатие - соответственно 30 - 100 и 150 - 500 МПа. Те же характеристики для материалов на медной основе составляют 250 - 500, 24 - 52 и 250 - 280 МПа.

Материаловедческие проблемы, связанные с выбором оптимальных составов триботехнических материалов вообще и фрикционных, в частности, - одни из наиболее трудных в порошковой металлургии. Многие вопросы решаются пока только на эмпирическом уровне и теоретическому прогнозированию поддаются слабо. Поиски новых фрикционных материалов связаны с необходимостью проведения большого объема стендовых и натурных испытаний. Коэффициент трения и степень износа зависят не только от состава и режимов изготовления, но и в значительной степени от параметров работы -удельной нагрузки, скорости, температуры, газовой среды и др. На рис. 83 показано влияние состава и скорости на трибологические
 

характеристики железографитового материала [195]. По этим данным, оптимальное содержание графита составляет около 20 %. Важным моментом в работе фрикционных узлов является подбор контртела, которое может быть выполнено из легированных сталей и чугунов и из спеченного материала.