§ 18. Механизмы и детали фрезерно-окантовочных
станков
Станина — деталь (сборочная единица) станка, конструкция которой
определяет во многом его устройство, а часто и само название станка:
портал — портальный, мост — мостовой, стоика с консолью — консольный.
Портал — П-образная металлическая конструкция, образованная двумя
мощными колоннами (стойками), связанными вверху горизонтальной балкой,
которую называют поперечиной или перемычкой. Колонны выполняются литыми,
полыми с ребрами жесткости и имеют сечение различной конфигурации.
Своими нижними окончаниями с увеличенной опорной площадью они
устанавливаются на железобетонный фундамент, на нижнюю стальную раму
(станок модели ГФ-50) или на бетонные тумбы (станки моделей СМР-014,
МП-600, 196 и др.) и крепятся анкерными болтами. Колонны снабжаются
вертикальными направляющими, по которым может перемещаться вверх-вниз
траверса, несущая передвигающиеся по ней суппорты шпиндельных узлов с
рабочим инструментом.
Мост — металлическая конструкция в виде жесткой удлиненной балки с
катками, установленными на направляющие железобетонных опорных стенок. В
большинстве случаев мост представляет собой единую литую деталь (станки
моделей 310, ТБС 500Д, ЛЛ30 и др.), а иногда выполняется сварным из двух
прямоугольных балок, соединенных перемычками (станок модели СМР-015). В
верхней части моста размещаются две направляющие для каретки
шпиндельного узла, несущего рабочий инструмент.
Стойка (колонна) — металлическая литая или сварная конструкция
прямоугольного (станок модели КР-612) или круглого сечения (станок
модели 440), несущая кронштейн-консоль со шпиндельным узлом.
Шпиндельный узел представляет собой совокупность
различных деталей и механизмов, объединенных общим назначением, и
обеспечивает установку, работу и перемещение инструмента относительно
обрабатываемой заготовки. Основу узла составляет шпиндель, размещенным в
корпусе, который, как правило, связан с передвижным механизмом (ходовой
частью), перемещаемым
по направляющим траверсы (в портальных станках)
либо моста (в мостовых станках). При этом характерно, что у большинства
портальных станков ходовая часть представлена суппортом (массивным
кронштейном, несущим корпус шпинделя и перемещаемым по траверсе по
направляющим скольжением), в то же время ходовая часть многих мостовых
станков выполнена в виде каретки, перемещаемой на катках по направляющим
моста и несущей суппорт с корпусом шпинделя. Конструкция шпиндельного
узла характеризуется большим разнообразием в зависимости от группы и
модели станка.
У большинства портальных станков в корпусе шпиндельного узла размещены
два вала: промежуточный, получающий вращение от фланцевого
электродвигателя или мотора-редуктора, и горизонтальный — шпиндель,
несущий рабочий инструмент и связанный с промежуточным валом зубчатой
цилиндрическом передачей. При этом в корпусе этого узла станка модели
СМР-014 расположена двухвальная коробка передач (скоростей), позволяющая
получать на шпинделе три различные частоты вращения при односкоростном
электродвигателе (за счет того, что три шестерни разного диаметра жестко
закреплены на шпинделе, в то время как блок из трех шестерен может
свободно передвигаться по шлицам промежуточного вала). Как правило,
корпус шпиндельного узла портальных станков вместе с электроприводом
крепится к поворотному кронштейну суппорта, что обеспечивает резание под
различными углами к вертикали.
У мостовых станков в корпусе шпиндельного узла обычно размещен один
горизонтальный вал-шпиндель, приводимый во вращение от электродвигателя
через клиноременную передачу (рис. 6). Сам корпус жестко крепится снизу
к каретке, несущей электродвигатель и оснащенный роликами для
перемещения ее по направляющим моста. Подобные в принципе конструкции
имеют шпиндельные узлы консольных и конвейерных станков. В состав
шпиндельного узла можно включить также другой, смежным с ним узел —
рабочую головку, которая монтируется на выходном конце шпинделя, несущем
рабочий инструмент (см. рис. б). Основные детали рабочей головки:
базовый упор, комплект прижимных фланцев с гайкой и контргайкой,
ограждение с укрепленной на нем водоподающей форсункой. У станков
моделей СМР-015 и «Африка-Б» возможна установка на шпинделе поворотной
рабочей головки, позволяющей обрабатывать заготовку под углом к
вертикали (рис. 7).
Стол — деталь станка, служащая для базирования заготовок и имеющая
различные конструктивные исполнения. У портальных станков стол имеет
возможность продольного перемещения, обеспечивающего рабочую подачу.
Стол станка модели ГФ-50 представляет собой литую коробчатую конструкцию
с ребрами жесткости и верхней рабочей поверхностью, на которой имеются
пазы для крепления заготовок и обеспечения сквозной их разрезки. Нижняя
часть стола снабжена 10 башмаками с катками и направляющими (прижимными)
роликами, посредством которых стол передвигается по рельсам под
действием гидропривода. Стол станков моделей СМР-014, МП-600 и 196 также
перемещается по рельсам па ходовых катках с помощью гидроцилиндра. В
верхней части стола па поворотном круге смонтирована поворотная плита с
фиксацией положения через 90°, что обеспечивает выполнение взаимно
перпендикулярных резов. Поворот плиты стола производится вручную, для
чего она вначале поднимается с помощью плунжерного гидроцилиндра до
образования незначительного зазора между кольцевыми поверхностями
поворотного круга и плиты.
Большинство столов мостовых станков не имеют продольной подачи, но
обладают возможностью ручного фиксирования поворота, для облегчения
которого, как и в случае портальных станков, используется гидроцилиндр с
ручным насосом (рис. 8). И, наоборот, консольные станки, оснащаются
столами с продольной подачей.
У конвейерных станков роль стола выполняет транспортер, обычно
пластинчатого исполнения (станки моделей СМР-038, СМР-060, СМР-071, 470,
«Тэ-плюримА» и др.) и значительно реже — ленточного исполнения (станок
модели АЦ-350).
Механизм подачи у большинства фрезерно-окаптовочных станков является
гидравлическим. Так, у портальных станков моделей ГФ-50, CMP-0I4
передвижение стола осуществляется за счёт пары плунжерных
гидроцилиндров, расположенных параллельно друг под другом. Масло от
насоса поступает в цилиндры, наполняет полый шток и перемещает стол. У
станка модели СМР-015, например корпуса гидроцилиндров, крепятся в
специальных сдвоенных кронштейнах к каретке, а плунжеры закреплены в
кронштейнах моста, на его противоположных концах; один из цилиндров
перемещает каретку в одном направлении, другой — в обратном, осуществляя
рабочую подачу (см. § 19). Сходную конструкцию имеет и привод рабочей
подачи станка модели ЛЛ-30.
Следует отметить, что у последних модификаций станка СМР-015 в качестве
исполнительного механизма гидропривода подачи шпиндельного узла
используется гидродвигатель. Аналогичным образом приводится шпиндельный
узел и у станка модели 310.
У консольных крупногабаритных станков рабочая подача производится с
помощью гидравлического привода подачи стола (станки моделей СМР-031, ФЖ
и др.), у малогабаритных станков — ручным перемещением стола-тележки.
Исключение составляют консольные малогабаритные станки, предназначенные
для работы в поточных линиях; у этого автоматизированного оборудования
рабочая подача достигается обычно перемещением шпиндельного узла под
действием гидравлического привода. У отдельных станков (например, модели
442) для этой цели используется пневмогидравлический привод (рис. 9). В
этом случае сжатый воздух под давлением 0,5—0,6 МПа (5—6 кг/см2)
поступает из ресивера 1 через двухпозиционный золотник 5 в поршневую
полость силового цилиндра 2, шток которого связан со шпиндельным узлом;
происходит рабочая подача, при которой жидкость из полости цилиндра
через дроссель расхода 3 поступает в компенсационный цилиндр 4, вытесняя
из него сжатый воздух через золотник 5 в атмосферу. При возвращении
шпиндельного узла в исходное положение (холостой ход) золотник 5
переключается в позицию, при которой сжатый воздух поступает в
компенсационный цилиндр, нагнетая из него жидкость через Дроссель в
штоковую полость цилиндра. Б результате его поршень перемещается в
крайнее левое положение, отжимая воздух из поршневой полости через
золотник в атмосферу. Регулирование скорости рабочей подачи производится
посредством дросселя. Такая комбинированная система подачи сочетает в
себе преимущества гидравлических и пневматических приводов; в частности,
обеспечивается плавная подача, чувствительная к перегрузкам рабочего
инструмента, что благоприятствует автоматизации регулирования подачи.
Недостатком комбинированной системы подачи является ее сложность.
У конвейерных станков рабочая подача обеспечивается за счет движения
транспортера, привод которого может быть механическим с помощью
вариатора (станок модели АЦ-350), электромеханическим с тиристорным
регулированием скорости (станок модели СМР-038) либо гидравлическим — с
помощью гидродвигателя (станок модели СМР-060) .
Механизмы вспомогательных перемещений у фрезерно-окантовочных станков не
требуют регулирования скорости и поэтому характеризуются конструктивной
простотой. У портальных станков (модели ГФ-50, СМР-014, МП-600 и др.)
поперечное перемещение
шпиндельных узлов по направляющим траверсы осуществляется от
мотора-редуктора, передающего вращение на входной вал коробки привода,
связанной системой кулачковых муфт и промежуточных валов с ходовыми
винтами. Такая система обеспечивает автономное перемещение шпиндельных
узлов. Механизм вертикального перемещения траверсы состоит из двигателя
и редукторов, через которые вращение передается на вертикальные ходовые
винты. Укрепленные в теле траверсы гайки навинчиваются на вращающиеся
винты, осуществляя перемещение траверсы вверх или вниз.
У большинства мостовых станков перемещение моста производится
посредством ручного привода, от ручного маховика через две шестерни,
закрепленные на общем с ним валу, и неподвижные зубчатые рейки,
установленные на боковых опорах (станки моделей СМР-015, JIЛ-30 и др.).
Вертикальное перемещение рабочей головки у большинства станков этого
типа осуществляется при помощи винтового механизма (станок модели ЛЛ-30
не имеет вертикального перемещения рабочей головки; регулировка глубины
резания при работе па нем достигается подъёмом стола).
Рис. 10. Измерительное устройство для контроля и
установки рабочего инструмента на требуемый размер (станок 196а)
а — общий вид станка со смонтированным устройством; б — принципиальная
схема устройства
С конструкцией механизмов вспомогательных перемещений
фрезерно-окантовочных станков непосредственно связаны измерительные
устройства для контроля и установки рабочего инструмента на требуемый
размер. Чаще всего такие устройства связываются с механизмом поперечного
перемещения шпиндельных узлов для установки рабочего инструмента на
требуемую ширину окантовки (фрезеровки). Исполнение этих устройств
весьма разнообразно — от простейших механических (в виде мерной линейки,
укрепленной вдоль направляющей моста) до электронно-механических с
использованием направляющего светового луча и светочувствительных
элементов (фирма «Фиккерт», ФРГ). В последнее время для обеспечения
точного контроля за направлением резания на фрезерно-окантовочных
станках некоторых фирм («Биссо», Италия, «Гармони Блю Гранит», США и
др.) используется лазерный луч. В настоящее время наибольшее
распространение получили механизированные устройства для установки
инструмента на заданную ширину окантовки портальных
фрезерно-окантовочных станков с использованием кониусного диска (станки
моделей СМР-014,МП-600,196а, «Пиккардидр.). Схема такого устройства на
примере станка модели 196а приведена на рис. 10. Оно состоит из двух
независимых дисков-барабанов 8, 9, свободно укрепленных на одной оси,
лицевые торцы которых 5, 6 имеют шкалы с делениями в сантиметрах и
миллиметрах. Каждый из барабанов связан с бесконечным канатом 4, 7 через
направляющие ролики 1, 10 с соответствующими суппортами 2, 3 шпиндельных
узлов. Установочные перемещения шипиндельных узлов с суппортами вызывает
поворот дисков-барабанов относительно друг друга, что позволяет по
разнице отсчетов на их лицевых торцах контролировать расстояние между
рабочим инструментом.
В более поздних исполнениях станков СМР-014 А, СМР-015А и некоторых
зарубежных установочные перемещения задаются посредством счетчика
импульсов и контролируются по цифровому табло на пульте управления.