Дефекты декорирования изделий в производстве
фарфора и фаянса
При подглазурном декорировании возможны
следующие дефекты после политого обжига:
сборка глазури возникает при недостаточном содержании в краске плавней и
пластифицирующих добавок;
изменение тона краски происходит при отклонении газового режима при
политом обжиге от заданного;
растекание краски (расплывчатость рисунка) возможно при излишнем
содержании плавней в краске и глазури. В этом случае необходимо повысить
вязкость краски вводом в ее состав декстрина или глицерина и наносить
декор на высушенный черепок (до утельного обжига);
вскипание красок в виде вздутий и наколов на поверхности глазури,
покрывающей декор, указывает на
повышенное содержание в составе краски оксидов
СО2О3, N12O3, Fe2О3, МnО и др., выделяющих при обжиге много кислорода.
Для устранения дефекта необходимо проверить и откорректировать состав
краски, наносить краску равномерным слоем, а также соблюдать режим
обжига;
восстановление цветных глазурей и красок («вскип»), проявляющееся в
образовании шагреневой поверхности, матовости (снижение блеска),
пористости, неоднородности окраски, является результатом науглероживания
глазури и краски. Чтобы этого не происходило, необходимо соблюдать
заданные температурный и газовый режимы обжига.
После обжига в муфельной печи изделий с надгла-зурным декором возможны
следующие дефекты:
сухость краски проявляется в виде матовости, что указывает на низкое
содержание в краске флюса и недостаточную температуру обжига,
несоблюдение оптимальной толщины слоя краски, попадание в чуфель паров
воды (с отходящими газами через трещины в муфеле, из сырых лещадок и
др.);
изменение и обесцвечивание тона краски (потускнение золота, пурпурные и
розовые цвета приобретают синеватый оттенок и т. д.) возникают при
нарушении температурного и газового режимов обжига;
вспучивание краски возможно при нанесении ее тонким слоем, нарушении
режима обжига, что приводит к несвоевременному выгоранию органических
веществ, имеющихся в краске;
сборка краски и деколи возникает при быстром подъеме температуры, плохой
промывке и сушке изделий с нанесенной деколью, смачивании рисунка
глицерином, использовании высокозольной олифы при нанесении деколи;
потек краски возможен при слишком большой добавке скипидара или масел
при расправке краски на палитре;
разрыв рисунка деколи образуется при невнимательном наклеивании лепков
на изделия, длительном их увлажнении, небрежном снятии бумажной подложки
и плохой мойке изделий после декорирования, а также мри быстром
подогреве изделий при обжиге;
царапины на рисунках — результат небрежной укладки декорированных
изделий на транспортные средства;
матовость краски проявляется при несоблюдении
температурного режима обжига и попадания печных газов в муфель печи, в
результате чего происходит восстановление (кристаллизация) краски;
недожог краски возможен при недостаточной температуре обжига, при этом
краска легко стирается фланелевой тканью;
цек краски появляется при нанесении краски толстым слоем, несоответствии
флюса, большой скорости охлаждения изделий после обжига;
чернота возникает при попадании сажистого углерода от выгорания
органических растворителей краски— скипидара, канифоли и др.;
засорка происходит из-за низкого качества огнеупорного припаса и плохой
его обмазки;
помарки краской — результат низкой технологической дйсциплины. Помарки
золотом снимают плавиковой. кислотой или царской водкой. Помарки краской
снимают также механическим путем (утельным черепком и др.). Для снятия
помарок используют карандаши или пасту состава, %: электрокорунд марки
ЭБ-М20-28 — 62,5; карбид кремния марки Э-М14-20 — 22; воск—15,5.