Дефекты декорирования изделий в производстве фарфора и фаянса

  Главная      Учебники - Производство керамики     Технология фарфоро-фаянсовых изделий (Мороз И.И.) - 1984 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

Дефекты декорирования изделий в производстве фарфора и фаянса

 

 При подглазурном декорировании возможны следующие дефекты после политого обжига:

сборка глазури возникает при недостаточном содержании в краске плавней и пластифицирующих добавок;

изменение тона краски происходит при отклонении газового режима при политом обжиге от заданного;

растекание краски (расплывчатость рисунка) возможно при излишнем содержании плавней в краске и глазури. В этом случае необходимо повысить вязкость краски вводом в ее состав декстрина или глицерина и наносить декор на высушенный черепок (до утельного обжига);

вскипание красок в виде вздутий и наколов на поверхности глазури, покрывающей декор, указывает на

 

повышенное содержание в составе краски оксидов СО2О3, N12O3, Fe2О3, МnО и др., выделяющих при обжиге много кислорода. Для устранения дефекта необходимо проверить и откорректировать состав краски, наносить краску равномерным слоем, а также соблюдать режим обжига;

восстановление цветных глазурей и красок («вскип»), проявляющееся в образовании шагреневой поверхности, матовости (снижение блеска), пористости, неоднородности окраски, является результатом науглероживания глазури и краски. Чтобы этого не происходило, необходимо соблюдать заданные температурный и газовый режимы обжига.

После обжига в муфельной печи изделий с надгла-зурным декором возможны следующие дефекты:

сухость краски проявляется в виде матовости, что указывает на низкое содержание в краске флюса и недостаточную температуру обжига, несоблюдение оптимальной толщины слоя краски, попадание в чуфель паров воды (с отходящими газами через трещины в муфеле, из сырых лещадок и др.);

изменение и обесцвечивание тона краски (потускнение золота, пурпурные и розовые цвета приобретают синеватый оттенок и т. д.) возникают при нарушении температурного и газового режимов обжига;

вспучивание краски возможно при нанесении ее тонким слоем, нарушении режима обжига, что приводит к несвоевременному выгоранию органических веществ, имеющихся в краске;

сборка краски и деколи возникает при быстром подъеме температуры, плохой промывке и сушке изделий с нанесенной деколью, смачивании рисунка глицерином, использовании высокозольной олифы при нанесении деколи;

потек краски возможен при слишком большой добавке скипидара или масел при расправке краски на палитре;

разрыв рисунка деколи образуется при невнимательном наклеивании лепков на изделия, длительном их увлажнении, небрежном снятии бумажной подложки и плохой мойке изделий после декорирования, а также мри быстром подогреве изделий при обжиге;

царапины на рисунках — результат небрежной укладки декорированных изделий на транспортные средства;

 

матовость краски проявляется при несоблюдении температурного режима обжига и попадания печных газов в муфель печи, в результате чего происходит восстановление (кристаллизация) краски;

недожог краски возможен при недостаточной температуре обжига, при этом краска легко стирается фланелевой тканью;

цек краски появляется при нанесении краски толстым слоем, несоответствии флюса, большой скорости охлаждения изделий после обжига;

чернота возникает при попадании сажистого углерода от выгорания органических растворителей краски— скипидара, канифоли и др.;

засорка происходит из-за низкого качества огнеупорного припаса и плохой его обмазки;

помарки краской — результат низкой технологической дйсциплины. Помарки золотом снимают плавиковой. кислотой или царской водкой. Помарки краской снимают также механическим путем (утельным черепком и др.). Для снятия помарок используют карандаши или пасту состава, %: электрокорунд марки ЭБ-М20-28 — 62,5; карбид кремния марки Э-М14-20 — 22; воск—15,5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..