Декорирование штампом — разновидность высокой печати

  Главная      Учебники - Производство керамики     Технология фарфоро-фаянсовых изделий (Мороз И.И.) - 1984 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

Нанесение декора на изделия в производстве фарфора и фаянса - часть 3



Декорирование штампом — разновидность высокой печати. Его используют для нанесения на изделия обрамляющих узоров, арабесок, монограмм, марки завода. Декорируют изделия после сушки (при однократном об-жиге) или утельного обжига. Этот способ является наиболее простым, он позволяет дополнить ручную роспись, отводку и т. д.

Краски для штампа при подглазурном декорировании готовят на глицерине и патоке, при надглазурном — на скипидаре, олифе, глицерине или патоке. Краски должны быть более жидкими, чем при декорировании глубокой печатью или шелкографией, а препарат золота — более густой консистенции. Краски или золото наносят тонким слоем («расправляют») на палитру из стекла. При прикосновении к ней штампа краска вбирается его поверхностью и затем переносится на изделие (рис. 101). При декорировании вручную используют Штампы из желатина или губчатой резины.

Известны машины фирмы «Дюбуи» (Франция) для нанесения рисунков на плоские и полые изделия. Их производительность 1,5—3 тыс. изделий в 1 ч. При помощи специальных механизмов, снабженных резиновой лентой, можно выполнять любой рисунок (в том числе' и многоцветный) на корпусе полых изделий, бортах и дне плоских изделий.

Для декорирования полой и плоской посуды широко используют машины фирмы «Нейтчш» (ФРГ). Надгла-зурный и реже подглазурный декор наносится резиновым штампом. Также применяют и полуавтоматы фирм «Цейдлер» (ФРГ), «Сервис Инжинирс» (Англия) и др.
 

 

 

Рис. 101. Схема механизированного нанесения рисунка штампом
1 — ракель; 2 — краска; 3 — валик из пористой резины; 4 — слой краски на стекле; 5 — механизм подъема и опускания штампа; 6—штамп; 7 — тарелка;
8 — фиксатор положения изделия

 

 

 


Декалькомания. Деколью декорируют глазурованные изделия, но возможно также подглазурное нанесение деколи по утельному черепку. Переводят деколь на глазурованное изделие в следующей последовательности. Изделие предварительно очищается от пыли. На место

будущего рисунка через шаблон кистью наносят тонким слоем мастику (терпентин), состоящую из 30—35% канифоли и 65—70% красного скипидара, и подсушивают. Этой же мастикой смазывают лицевую сторону рисунка и также слегка подсушивают. Отрезанные, предварительно смоченные в теплой воде в течение 1—1,5 мин Отдельные рисунки (лепки) накладывают на смазанные мастикой места изделий и обжимают влажной губкой. От смачивания в воде декстриновой пленки теряется прочность связи ее с бумагой и последняя легко снимается, оставляя рисунок на поверхности изделия. Изделия с рисунком подсушивают при температуре 20—25° С, промывают от остатка мастики 1,5—2%-ным раствором со* ды или аммиака, а затем чистой водой, окончательно высушивают при 40—45° С и направляют на обжиг.

При переводе деколи на поверхность утельного изделия смазывают место расположения рисунка 3—4%-ным раствором карбоксиметилцеллюлозы, а лицевую сторону рисунка — мастикой из равных частей канифоли и скипидара. Далее поступают так же, как и при надглазур-|Ном декорировании.

Организация труда на участке декорирования изделия деколью предусматривает расположение рабочих мест у конвейера в порядке последовательности выполнения операций. Там же располагаются сушильные камеры и устройства для мойки изделий. Каждый конвейер длиной 15—25 м обслуживают 17—20 чел. При скорости движения ленты конвейера 0,4—0,5 м в 1 мин производительность составляет 400—700 изделий на 1 чел. в смену.

В последние годы на заводах широко используют «сдвижную» деколь, что исключает необходимость в покрытии изделий клейкой мастикой, промывку в щелочном растворе и воде. Рисунки замачивают в теплой воде на 1—2 мин, накладывают на поверхность изделия лицевой стороной вверх и осторожно извлекают из-под пленки с рисунком подкладочную бумагу. Затем плотно прижимают рисунок к изделию, разглаживают, сушат при температуре 20—40° С и направляют на обжиг. Использование «сдвижной» деколи выгодно, так как значительно сокращается длительность процесса декорирования, улучшаются условия труда (отсутствуют пары аммиака, скипидара и др.) и качество декорирования, на 20—25% повышается производительность труда.

 

Деколь наносят вручную или на полуавтоматах и автоматах, расположенных в поточных или автоматизированных линиях. При этом производительность линий достигает 700—900 изделий в 1 ч.

Реже используют способы декорирования фотопечатью и травлением, напылением краски аэрографом в электростатическом поле, а также методы электрофотографии и электрографии.

В процессе декорирования возможны следующие дефекты; помарки краской, неправильное расположение рисунка, несхожесть линий (усиков, отводок, лент), отслаивание или смывание глазурью декора при подглазурном докорировании. Помарки краской снимают до обжига раствором такого состава: азотная кислота (дымящаяся) 100 см3, оксид магния 5 г, вода 200 см3. Отслаивание краски устраняют добавкой в нее клеящих веществ, улучшением поверхности (обдувка, протирка), регулированием пористости утельного черепка и толщины слоя краски.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..