Декорирование аэрографом (пульверизатором)

  Главная      Учебники - Производство керамики     Технология фарфоро-фаянсовых изделий (Мороз И.И.) - 1984 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

Нанесение декора на изделия в производстве фарфора и фаянса - часть 2

 

 

 

Декорирование аэрографом (пульверизатором) используют при нанесении одноцветных и многоцветных рисунков, однотонного и теневого (восходящего и нисходящего) фона или сплошного покрытия лент и бортовых рисунков.

Трафареты изготовляют из тонкого (0,3 мм) листового материала — свинцовой и бронзовой фольги, станиоля, пластмасс и других материалов. Краска распыляется специальными пульверизаторами (пульфонами) при давлении воздуха 0,2—0,3 МПа. Диаметр сопла 0,4—0,6 мм. Рабочее место оборудуют в виде стеклянных кабин с вытяжкой и уловителями краски. Для нанесения рисунка трафарет плотно прижимают к поверхности изделия и аэрографом напыляют краску с расстояния 15—20 см. При нанесении на изделия многоцветных рисунков краски определенного цвета последовательно напыляются через соответствующие трафареты. В процессе работы трафареты периодически (после раскраски 10—15 изделий) промывают в воде или скипидаре. Краска должна быть хорошо растерта с сухим декстрином или 45—50%-ным водным его раствором и проходить без остатка через сито № 0112 (2630 отв/см2). При недостатке в краске связующего она легко стирается и осыпается при нанесении на поверхность изделия толстым слоем, при излишке связующего — закупоривает сопло распылителя. Аэрографное декорирование осуще-ставляется как вручную, так и при помощи полуавтоматов. Производительность полуавтомата АСФ-13, созданного в ОМА-45 ЦПКТБ Минлегпрома РСФСР, составляет 450 изделий в 1 ч. Расход сжатого воздуха 0,1 м3/мин при давлении 0,2—0,3 МПа.

Аэрографное нанесение краски на изделие осуществляется обычно на двух параллельных поточных линиях для полых и плоских изделий с использованием ручных пистолетов-распылителей и полуавтоматов (рис. 98). Для поточных линий применяют ленточные конвейеры длиной 10—15 м, шириной ленты 0,8—1 м и скоростью ее движения 1,3—1,5 м/мин. Расположение двух конвейеров рядом позволяет организовать общую подачу сжатого воздуха давлением 0,4 МПа к аэрографам, а также общую вытяжку. Каждую линию обслуживает
8 рабочих. Производительность линии декорирования 1150 чашек и 1250—1500 блюдец в 1 ч.

 

 

 

Рис. 98. Последовательность операций при декорировании изделий аэрографом

 

 

 

Декорирование полиграфическими способами. Все полиграфические способы декорирования разделяют на три группы: печать глубокая, печать высокая (типопечать) и печать плоская (литография). Наиболее широко для декорирования изделий используется" глубокая печать.

При глубокой печати рисунок углублен ниже поверхности формы. Переносить рисунок с металлической гравюры непосредственно на керамические изделия невозможно. В таких случаях, а также для многоцветной печати широко применяют прием перевода рисунка при помощи посредников-—резины, желатина (в виде мембран), грушевидных устройств, папиросной бумаги.

Декорирование изделий способом глубокой печати с использованием папиросной бумаги применяют при нанесении однотонного рисунка любой сложности как на утельное, так и на глазурованное изделие. Процесс декорирования происходит в два этапа: получение оттисков рисунка на бумаге и перенесение рисунка с бумаги на поверхность изделия. На протертую пластину (вал) с заглубленной формой рисунка, заполненной краской, накладывают влажный лист папиросной бумаги, покрывают его бумагой и войлоком и пропускают через прижимные вальцы. В результате изображение переходит на лист бумаги, который затем разрезают на отдельные лепки. Влажный оттиск накладывают на очищенную поверхность изделия, слегка прижимают влажной губкой и прокатывают войлочным валиком. После нанесения рисунка изделие подсушивают и направляют на

обжиг или дополнительную раскраску вручную отпечатанного контура рисунка, на отводку и т. д.

При подглазурном декорировании всеми видами полиграфической печати в качестве связущего в красках используют патоку, глицерин, сахар, а не связки на маслах (олифе, минеральном масле и др.), чтобы избежать дополнительного обжига до температуры 600—800° С. Без этого обжига к участкам, покрытым краской с масляной связкой, глазурь не пристает.

Производительность труда при выполнении операций на конвейере на 30—40% выше по сравнению с декорированием изделий вручную. При механизации указанного процесса рисунок переводится не на бумагу, а на эластичные штампы из мягкой резины, желатина и т. д.

Высокое качество декорирования, клеймление дна плоских изделий, а также нанесение виньеток и рисунков способом глубокой печати, обеспечивается на машине «Муррей» английской фирмы «Сервис Инжинирс» (рис. 99). Использование желатиновой подушки позволяет получить четкий рисунок, несмотря на возможные неровности и деформацию изделий. Каретка, совершая возвратно-поступательное движение, подводит клише (гравированную доску) под бункер для нанесения на него краски. При обратном движении излишек краски снимается ракелем (ножом), оставляя ее только в углублениях рисунка. Штамп—желатиновая подушка — опускается на клише, и на его поверхности отпечатывается рисунок. При обратном движении каретки под бункер с краской тарелки или блюдца, установленные на центрирующем столике, поступают под штамп, который, опускаясь, переносит рисунок на поверхность изделия. Производительность машины 480 изделий в час, расход сжатого воздуха — 1 м3/мин при давлении 0,5— 0,6 МПа.

Желатиновую подушку по мере загрязнения протирают влажной тряпкой, а затем спиртом и припудривают тальком.

Декорирование через сетку (шелкография) — один из наиболее прогрессивных и экономичных способов нанесения декора. С помощью шелкографии можно выполнять как однотонные, так и многоцветные рисунки любой сложности.

Декорирование способом шелкографии происходит в два этапа; изготовление трафарета из шелковой или

капроновой ткани или латунной сетки № 0105—01 (3140—3460 отв/см2) путем проклейки ее специальными лаками или фотохимическим методом и последующее нанесение краски через сетчатый трафарет (рис. 100).

 



От правильного выбора материала для трафаретов — ткани, сеток и лаков, а также органической пленки, обеспечивающей перенос рисунка фотохимическим методом,— зависят толщина слоя наносимой краски, механическая прочность, химическая стойкость, четкость контуров, воспроизводимость мелких элементов рисунка. Учитывая густоту сетки и необходимость получения четкого контура рисунка, краску тщательно растирают и пропускают через сито № 01 (3460 отв/см2).

Декорируют изделия вручную или на полуавтоматах различных типов. Производительность даже ручного декорирования способом шелкографии в 2—3 раза выше производительности ручного декорирования глубокой печатью.

При многоцветном рисунке краску каждого цвета наносят на отдельной рабочей позиции или на разных полуавтоматах, установленных последовательно. При этом должно быть обеспечено промежуточное подсушивание каждого цветового оттиска.

При использовании термопластичных быстротверде-ющих красок (смесь воскообразных веществ и термопластических смол) их наносят через обогреваемые электротоком сетчатые (металлические) трафареты. При соприкосновении с холодной поверхностью изделий краски мгновенно затвердевают, что позволяет выполнять многоцветный рисунок на одном полуавтомате. На заводах страны щироко используют полуавтоматы типа ШТП производительностью 790, 943 и 1170 чашек в 1 ч. Фирмой «Исимат» (ФРГ) создана трехкрасочная машина производительностью 1—1,5 тыс. изделий в 1 ч, а для нанесения декора на тарелки — универсальная машина производительностью до 2 тыс. изделий в 1 ч.

Обычно полуавтоматы, работающие по принципу печатания через сетку, используют для декорирования плоских и полых изделий простой цилиндрической формы.

 

 

Рис. 99. Схема машины «Муррей»
I — ресивер; 2 — предохранитель от разбрызгивания краски; 3 — бункер для краски; 4 — механизм подъема ракеля; 5 — штифты, регулирующие глубину опускания желатиновой подушки; 6 — желатиновая подушка (штамп); 7 — клише; 8 — центрирующий стол для посуды; 9 — поршни перемещения стола; 10 — пульт управления

 

 

 


Рис. 100. Схема нанесения краски через сетчатый трафарет
1 — поверхность, на которую .наносится декор; 2 — закрытая часть трафарета; 3 — рамка трафарета; 4 — сетка; б — краска; резиновый ракель; 7 — краска, перенесенная на поверхность изделия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..