ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ в уголовном праве Кыргызкой Республики

  Главная      Учебники - Право Киргизии     Уголовное право Кыргызкой Республики. Общая часть (Сыдыкова Л.Ч.) - 2007 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Глава Х1У.

ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ в уголовном праве Кыргызкой Республики


14.1.

Понятие и признаки уголовного наказания



В ч.1 ст. 41 УК КР дано следующее определение понятия наказания: «Наказание, есть мера принуждения (кара), применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного». Содержанием наказания является кара, которая проявляется в лишении или ограничении различных прав и интересов осужденного. Наказание вызывает страдания осужденного, способствует осознанию вреда, который причинил преступник потерпевшему, обществу, государству.

Уголовное наказание причиняет страдание тому лицу, к которому оно применяется.

Наказание и кара употребляются как слова-синонимы. Причинение страданий лицу, неизбежное последствие при назначении наказания, выраженное в каре. Но страдание в нашем уголовном праве не является целью наказания.

Наказание - кара за содеянное. Это означает, что, во-первых, данная мера государственного принуждения является последствием причинения правоохраняемым интересам вреда; во-вторых, наказание влечет для преступника определенного рода страдания, лишения или ограничения физического, морального, имущественного характера; в-третьих, назначенное виновному наказание соответствует тяжести совершенного общественно опасного и виновного деяния.

В теории уголовного права встречаются различные суждения по поводу содержания и сущности наказания. Для начала необходимо чётко уяснить разницу между понятиями сущность наказания и его содержание. Данные явления имеют принципиальные различия. Сущность наказания характеризует его социальные свойства, а содержание - правовые. Сущность наказания складывается из его социальной характеристики. Таким образом, речь идёт о социальной сущности наказания, то есть об общепринятых на данном этапе развития общества представлениях об уголовном наказании, как одном из способов воздействия на преступников. Именно в этой плоскости следует оценивать различные принципиальные подходы к сути мер уголовного наказания: от древнейшего принципа талиона (око за око, зуб за зуб) до появившегося на рубеже 19 и 20 веков взгляда о возможности полного отрицания соразмерности тяжести проступка и реакции на него общества. Как известно, на практике это привело даже к отказу законодателя от самого понятия наказания. Оно было заменено понятием «меры социальной защиты». Суть аргументации сторонников такой замены сводилась к тому, что уголовно-правовые методы защиты интересов государства и общества должны конструироваться не столько исходя из предшествующего поведения людей, сколько из того, представляют ли они опасность для общества сами по себе. Такого рода новации всегда следствие

 

 

именно социологических, философских взглядов на проблему. Как показывает анализ УК, непосредственно в тексте закона какие-либо социальные характеристики отсутствуют. Это и правильно. Дать какую-либо полную формулировку вряд ли возможно. Это не задача законодателя. Отражение социальной сущности наказания в законе в основном проявляется не впрямую, а, если так можно выразиться косвенно. Речь идет о том, что все нормы института наказания формулируются законодателем с учётом оценки изменений, происходящих в духовной и материальной сферах жизни общества. Например, исходя из представлений о социальной сущности наказания, конструируется система наказаний, в ней появляются новые, не известные ранее виды наказаний, и наоборот - другие исключаются. Сказанное необходимо учитывать при оценке изменений, происходящих в законодательстве.

Содержание уголовного наказания не имеет ничего общего с

догматами о наказании как возмездия или воздаяния за зло. Ограничения в

наказании порождены необходимостью общества и государства на

современном этапе развития защитить права и свободы, правопорядок и вернуть осужденных в ряды законопослушных граждан. Содержательную сторону наказания можно изложить следующим образом: наказание есть мера государственного принуждения (кара), заключающаяся в

предусмотренных законодательством на период его отбывания лишении или ограничении прав и свобод осуждённого, и выражающая отрицательную оценку государством совершённого осуждённым преступления. Никакие иные меры воздействия не могут выполнять функции наказания.

Таким образом, наказание как разновидность государственного принуждения обладает рядом признаков:

1) наказание есть мера государственного принуждения (кара);

2) наказание как мера государственного принуждения (кара) устанавливается только уголовным законом;

3) наказание назначается от имени государства и только по приговору суда; наказание может быть назначено только лицу, признанному виновным в совершении преступления;

4) наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Наказание - мера государственного принуждения. Выступая специфическим видом принудительно-правового воздействия на граждан, наказание строго установлено только в уголовном законе. Суд не имеет права применить какое-либо иное наказание, не предусмотренное в УК КР.

Наказание носит публичный характер, так как оглашается в открытом судебном заседании и влечет за собой такое правовое последствие, как судимость.

Наказание как мера государственного принуждения назначается только по приговору суда, которому государство делегировало это полномочие.

Наказание назначается только лицу, признанному виновным в совершении преступления. Наказание не может быть переложено на другое

 

 

лицо. Таким образом, наказание носит строго личный характер.

Наказание, как указывалось выше связано с ограничением прав и свобод виновного в преступлении лица. Любое наказание имеет карательную направленность. Однако степень кары для каждого наказания различна. Это позволяет нам правильно построить систему уголовного наказания.

Практика применения наказания в значительной мере зависит от уголовной политики. Уголовная политика Кыргызской Республики предопределяется Конституцией, которая провозгласила приоритетной задачей охрану человека, его жизни, здоровья, прав, интересов и свобод.

Уголовное наказание следует отличать от иных мер государственного принуждения, каковыми являются меры административного воздействия, меры дисциплинарного взыскания, гражданско-правовые меры принуждения.

Основные различия наказания и иных мер государственного принуждения могут быть установлены посредством сопоставления по четырем признакам: 1) наказание может быть правовым последствием только преступления (другие меры правового принуждения являются последствием иных, менее опасных правонарушений); 2)наказание назначается только государственным судом (другие органы назначить наказание не могут);

3)наказание назначается по нормам УК (другие виды воздействия на лиц, виновных в правонарушениях, применяются по иным нормам, предусмотренными в соответствующих отраслях законодательства);

4) наказание - единственная мера, которая влечет судимость виновного (другие меры правового принуждения такого последствия не имеют).

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..