Действие уголовного закона в пространстве в праве Кыргызкой Республики

  Главная      Учебники - Право Киргизии     Уголовное право Кыргызкой Республики. Общая часть (Сыдыкова Л.Ч.) - 2007 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

2.3.

Действие уголовного закона в пространстве в праве Кыргызкой Республики

Действие уголовного закона ограничено не только временем, но и пространством. Пределы действия уголовного закона в пространстве

определяются территориальным принципом и принципом гражданства.

Территориальный принцип состоит в распространении действия уголовного закона на все преступления, совершенные кем бы то ни было на территории Кыргызстана (ст. 5 УК КР). Для понимания сути этого принципа необходимо представлять себе, что подразумевается под территорией государства.

Понятие территории дано в Законе КР "О государственной границе Кыргызской Республики" от 19 марта 1999 г. В ст. 1 данного

нормативного документа говорится: "Государственная граница есть

линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) Кыргызской Республики, то есть пространственный предел действия суверенитета Кыргызской Республики". С учетом содержащихся в этом Законе и дополняющих его предписаний при применении ст. 5 УК КР под территорией в уголовноправовом смысле надлежит понимать:

а) сушу в пределах государственной границы;

б) водную территорию, то есть внутренние воды, не соединенные с океаном и полностью окруженные владениями государства, и территориальные воды, которыми обычно считаются прибрежные воды в пределах 2-мильной полосы;

в) воздушное пространство;

г) недра;

д) невоенные суда под флагом государства, когда они находятся в открытом море;

е) гражданские воздушные суда, если они не находятся на или над территорией иностранных государств;

ж) военные корабли и военные самолеты, где бы они не находились;

з) шельф, то есть примыкающая к территориальному морю до определенной глубины поверхность и недра морского дна.

Отсюда следует, что лица, совершившие преступление на территории Кыргызской Республики, отвечают по законам места совершения преступления, то есть по законам Кыргызской Республики. Если преступление начато на территории одного государства, а закончено на территории, например, Кыргызской Республики, применяется закон места окончания преступления. Если преступление совершено на борту корабля в открытом море, применяется уголовный закон того государства, к порту которого приписан корабль8.

Закон устанавливает исключения из территориального принципа для некоторых категорий иностранных граждан. Эти исключения именуются дипломатическим иммунитетом от уголовной юрисдикции. Дипломатический иммунитет от уголовной юрисдикции означает, что

 

лицо, пользующееся им, не подсудно по уголовному делу республиканским судебным учреждениям в общеустановленном порядке и, что вопрос о его уголовной ответственности, в случае совершения им преступления, на территории Кыргызской Республики разрешается дипломатическим путем. Дипломатический иммунитет представляется на основе существующих и вновь заключенных международных договоров и соглашений и утвердившихся в практике межгосударственных отношений и традиций. Дипломатической неприкосновенностью пользуются в КР иностранные граждане только на началах взаимности. Если, допустим, предоставляется дипломатическая неприкосновенность некоторым гражданам США, то только потому, что и они, со своей стороны, предоставляют ее этой же категории граждан КР.

Дипломатическим иммунитетом на территории КР пользуются главы государств и члены правительств в случае официальных визитов в иностранные государства; главы дипломатических представительств (посол, посланник, поверенный в делах); участники международных совещаний; дипломатические представители; члены дипломатических представительств; супруги и иные члены семьи этих лиц; лица не состоящие дипломатическими представителями, но приравненные к ним особыми договорами, например, дипломатические курьеры, должностные лица, выполняющие поручения ООН, лица из экипажа иностранного военного судна, если преступление совершено на борту этого судна в порту государства, и иные лица.

Пользующиеся дипломатическим иммунитетом лица не могут подвергаться аресту или задержанию в судебном порядке, не подлежат юрисдикции судебных учреждений Кыргызской Республики по уголовным делам в общеустановленном порядке.

Помещения дипломатических представительств и жилища указанных лиц пользуются также неприкосновенностью. Вопрос об уголовной ответственности этих лиц разрешается каждый раз дипломатическим путем.

Дипломатический иммунитет от уголовной юрисдикции не исключает преступности действий, совершенных лицом, пользующимся иммунитетом; ч. 3 ст. 5 УК КР лишь устанавливает особый порядок привлечения такого рода лиц к уголовной ответственности за совершенные на территории КР преступления.

Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом от уголовной юрисдикции, отвечает за совершенные на территории КР преступления по законам Кыргызской Республики.

Установление территориального принципа уголовной ответственности вытекает из самой сущности суверенитета любого государства.

Совершение преступления гражданином Кыргызстана за границей, как государств- участников СНГ, так и в других, следует применять правило действия уголовного закона в отношении деяний, совершенных гражданами

 

 

Кыргызстана за границей (за пределами Кыргызстана). Данный вопрос регламентирован в ч.1 ст.6 УК КР, которая гласит: «Граждане Кыргызской Республики, а также постоянно проживающие в Кыргызской Республике лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Кыргызской Республики, подлежат ответственности по настоящему кодексу, если они не понесли наказания по приговору суда иностранного государства».

В проекте модельного УК стран СНГ (ч. Общая) в ст. 13 регламентируется порядок, в соответствии с которым (ч. 1) лицо, совершившее преступление на территории государства - участника СНГ, подлежит ответственности по законодательству этого государства;

(ч. 2) преступлением, совершенным на территории государства -участника СНГ, следует признавать преступление, которое:

а) начато или продолжалось, либо окончено на территории этого государства;

б) совершено в соучастии с лицами, осуществляющими преступную деятельность на территории другого государства;

(ч. 3) в случае совершения лицом преступления на территории нескольких государств - участников СНГ, его ответственность в соответствии с соглашениями между этими государствами наступает по законодательству государства, где лицо привлечено к уголовной ответственности.

Таким образом, принцип гражданства заключается в том, что гражданин подлежит уголовной ответственности за совершенное им преступление по законам своего отечества, даже если оно совершено за пределами КР. По УК КР подлежат ответственности граждане КР, совершившие преступление за границей, только в том случае, если они не понесли наказания по приговору суда иностранного государства. Если же они были преданы суду иностранного государства и понесли назначенное судом наказание, то соответственно их нельзя привлекать за это деяние в Кыргызстане по их возвращению. Это положение вытекает из принципа справедливости: никто не может быть осужден дважды за одно и то же правонарушение. Данное положение вытекает из п.11 ст. 15 Конституции КР.

На тех же основаниях несут ответственность и лица без гражданства, совершившие преступления за пределами Кыргызстана.

Иностранные граждане, оказавшиеся на территории Кыргызстана после совершения ими за границей преступления, не подлежат уголовной ответственности по кыргызским законам. Данное положение нашло своё закрепление в ч.3 ст.6 УК КР. Однако, в соответствии с международным договором, они могут быть выданы заинтересованному государству, на территории которого совершено преступление; государству, гражданином которого является преступник; или государству, против интересов которого было совершено преступление.

Исключением из международных договоров о выдаче преступников, является право убежища. П.3 ст.19 Конституции КР гласит: «Кыргызская Республика может предоставить в установленном законом порядке право убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, преследуемым

 

 

по политическим мотивам». Таким образом, в соответствии с международным правом убежище может предоставляться лишь в случае совершения лицом политического преступления в другом государстве. В случае совершения лицом общеуголовного преступления, право убежища на него не распространяется. В современный период данное положение представляется правильным, так как растет число совершаемых международных преступлений. Как-то терроризм, угон воздушных судов, наркобизнес, незаконная торговля оружием, «отмывание» денег и др. Выдача преступников и уголовное преследование в отношении лиц стран СНГ регулируется Минской Конвенцией (от 22 января 1993 г.) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Согласно Конституции КР, гражданин Кыргызской Республики не может быть выдворен за пределы республики или выдан другому государству (п.5 ст.20). Данное положение нашло своё закрепление и в Уголовном кодексе КР, согласно которому граждане КР, совершившие преступление на территории другого государства, не подлежат выдаче этому государству (ч.2 ст.6 УК КР).

2 сентября 2004 года Кыргызстан сдал ратификационные грамоты по Кишинёвской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года, которая несколько уточнила предыдущую Минскую Конвенцию. Помимо этого Кыргызстан заключил ряд двусторонних соглашений и договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В рамках данных договоров могут решаться вопросы выдачи преступника. К ним относятся: договор с Азербайджанской Республикой (1997 г.) (договор вступил в силу 10 ноября 2006 г.); договор с Республикой Казахстан (1996 г.) (договор вступил в силу в 1998 г.); договор с Республикой Таджикистан (1998 г.) (договор не вступил в силу); договор с Республикой Узбекистан (1996 г.) (договор вступил в силу в 1998 г.); договор с Российской Федерацией (1992 г.) (договор вступил в силу в 1994 г.);

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..