Экономика и Торговля между Кыргызстаном и Китаем

  Главная       Учебники - Право Киргизии      «Китайский фактор» во внешней политике Кыргызстана: двусторонний и региональный уровни (Салиев А.Л.)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

1.2.

Экономика и Торговля между Кыргызстаном и Китаем
 


С момента установления дипломатических отношений, торгово-экономическое направление занимает одно из наиболее приоритетных мест в кыргызско-китайском сотрудничестве. На современном этапе, для регулирования экономической составляющей взаимодействия обеих стран была создана прочная договорно-правовая база, насчитывающая сегодня целый ряд двусторонних документов.

Отношения в области экономики и торговли регулируются комплексом межправительственных и межведомственных договоров. Многие положения, затрагивающую эту сферу, нашли своё отражение в политических соглашениях.

Основными договорами в торгово-экономической сфере являются:

1. Соглашение между Правительством Республики Кыргызстан и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 14 мая 1992 г.;

2. Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о гарантиях качества импортно-экспортной продукции 23 октября 1995 г.;

3. Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономическом сотрудничестве от 27 апреля 1998 г.;

4. Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход от 24 июня 2002 г.;

5. Программа сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой на 2004-2014 годы от 21 сентября 2004 г. ;

6. Протокол четвертого заседания Координационной группы «Кыргызстан – СУАР КНР» при Межправительственной кыргызско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству от 10 декабря 2007 г.

Одним из самых первых двусторонних документов в торгово-экономической сфере, подписанным обеими сторонами 14 мая 1992 г., является Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В соответствии с документом, стороны пришли к единому мнению о взаимном поощрении, защите и создании благоприятных условий для капиталовложений инвесторов обеих стран. При этом, каждая из сторон, как это было отражено в Соглашении, обязуется обеспечивать на своей территории справедливый режим и защиту в отношении капиталовложений инвесторов другой Договаривающейся стороны и деятельности, связанной с такими капиталовложениями. В связи с этим предусматривалось частичное упрощение регистрационного порядка и содействие в получении гражданами другой стороны виз и разрешений на работу в связи с капиталовложениями, осуществленными на ее территории.

Однако эти положения Соглашения не распространяются на льготы и преимущества, которые Кыргызстан, либо Китай предоставляет, или предоставит в будущем инвесторам любого третьего государства на основе ее участия в зоне свободной торговли, экономическом или таможенном союзе, организации экономической взаимопомощи и т.д.

Согласно данным Национального Статистического Комитета Кыргызской Республики о поступлении прямых иностранных инвестиций, можно наблюдать значительный рост объема капиталовложений, поступающих с Китая. Так, к примеру, в 1995 г. объем вложенных средств Китайской Народной Республики составлял 154,6 тыс. долл., уже в 2000 г. объем достиг 891,3 тыс. долл., а в 2007 г. вливания китайского капитала составляли 29 090, 3 тыс. долл. США .

Соглашением было также предусмотрены порядок и процедуры судебного разбирательства, в случае возникновения такового при разрешении спорных вопросов.

Стоит отметить, что данный документ стал первым в торгово-экономическом сотрудничестве, обеспечив тем самым договорно-правовую поддержку двустороннего взаимодействия в этой сфере.

Не менее важное значение имеет Соглашение о гарантиях качества импортно-экспортной продукции от 23 октября 1995 г., заключенное между Правительствами Кыргызстана и Китая в целях стимулирования развития двусторонней торговли, гарантирования качества импортно-экспортной продукции двух стран, а также упрощения процедуры проверки продукции.

Согласно данному документу, стороны пришли к соглашению о возложении обязательств по осуществлению организации, координации и контроля за исполнением данного Соглашения на Государственную инспекцию по стандартизации и метрологии при Правительстве Кыргызской Республики и Государственное Управление по инспекции качества импортно-экспортных товаров Китайской Народной Республики. При этом как было заявлено, в процессе выполнения Соглашения соответствующие организации сторон обязаны соблюдать соответствующие законы, нормативные акты, правила Кыргызской Республики и Китая, не нанося ущерба общим интересам и общественной морали обоих государств.

Необходимо также отметить, что стороны обязались взаимно признавать Сертификаты, Маркировки и Знаки, выдаваемые на основе результатов проверок, произведенных испытательными лабораториями и отражающих информацию о качестве товаров. Причем в случае несоответствия качества образцов продукции установленным требованиям, выявленного одной из сторон, Компетентные органы импортирующей стороны должны информировать об этом сторону-экспортера и наоборот. В данных целях Соглашением предусматривается осуществление научно-технического сотрудничества, а также обмен информацией между Договаривающимися сторонами.

23 апреля 1994 г. между Правительствами Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики было подписано Соглашение о создании Межправительственной Кыргызско-Китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в сферу деятельности которой, входит непосредственное курирование всех аспектов связанных с вопросами экономического взаимодействия и товарооборота обоих государств.

16-21 декабря 1999 г. в Пекине состоялось 4-е заседание комиссии, посвященное вопросам состояния двусторонних экономических отношений, их развития, а также сотрудничества в сферах транспорта, электроэнергетики, банковской области и строительства картонно-бумажной фабрики в Кыргызстане.

В ходе 5-го заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в апреле 2001 г. в Бишкеке стороны подписали кредитное соглашение на 100 млн. юаней, в силу отсутствия которого на протяжении 3-х лет реализация проекта по строительству картонно-бумажной фабрики была отложена . Одновременно, в ходе этого заседания комиссия обсудила ряд важных вопросов, в число которых вошли оценка перспектив дальнейшего углубления торгово-экономического сотрудничества, сотрудничество в области сельского хозяйства, взаимодействие между таможенными службами.

Всего к настоящему времени состоялось шесть заседаний Межправительственной Кыргызско-Китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Шестое заседание Межправительственной комиссии состоялось в 18-23 мая 2004 г. в Пекине. Несмотря на весьма значительную роль межгосударственной структуры в активизации двустороннего сотрудничества между странами, наличие слабого механизма реализации соглашений и договоров привело к тому, что Правительство Кыргызской Республики приняло «Комплексный план мероприятий по сотрудничеству КР с КНР на 2001-2003 гг.», призванного укрепить кыргызско-китайское взаимодействие по нескольким направлениям .

На современном этапе, одним из наиболее важных документов в торгово-экономическом сотрудничестве, прописывающих общие положения осуществления внешнеэкономической деятельности между Кыргызской Республикой и Китаем является Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, подписанное между сторонами 27 апреля 1998 г. в Пекине.

Согласно положениям Соглашения стороны установили режим наибольшего благоприятствования в вопросах касающихся таможенных пошлин, других налогов и сборов, налагаемых на экспорт и импорт товаров и связанных с этим услуг, а также в отношении таможенных формальностей. Это означает, что стороны будут предоставлять субъектам внешнеэкономической деятельности самый льготный торговый режим, какой они предоставляют любой другой стране. Кыргызская сторона предусмотрела исключение. Данное положение не будет распространяться на те преимущества, которые Кыргызстан будет предоставлять другим соседним странам для облегчения приграничной торговли, а также странам-членам Таможенного союза и зоны свободной торговли.

Кыргызстан и Китай условились, что будут оказывать содействие в организации и проведении на территории своей страны торговых ярмарок, выставок, технико-экономических семинаров.

Соглашением также урегулированы некоторые коллизионные нормы осуществления внешнеэкономической деятельности.

Так стороны договорились, что вопросы поощрения и защиты капиталовложений инвесторов будут урегулированы согласно законодательству, действующего в каждой из стран. Гражданский кодекс Кыргызской Республики предусматривает целый комплекс гарантий безопасного осуществления внешнеэкономической деятельности.

Торгово-экономическая деятельность осуществляется на основе контрактов. При этом, порядок и условия осуществления внешнеторговых операций определяются согласно законодательству той страны, на территории которой они осуществляются.

Немаловажное значение было уделено также межбанковскому сотрудничеству обоих государств. Так, например соглашение о сотрудничестве между Национальным Банком Кыргызской Республики и Народным Банком Китая, подписанное 4 июля 1996 г. предусматривает взаимодействие двух структур в развитии экономики, финансов и торговли обеих стран. Учитывая сложность переходного периода экономики на тот момент, между финансовыми ведомствами стран была достигнута договоренность по выявлению соответствующих проблем и поиску необходимых мер по их совместному разрешению. В этих целях, стороны заявили о необходимости укрепления взаимных связей между специалистами, а также с соответствующими финансовыми институтами стран. Более того, в целях обеспечения своевременного обмена информацией и взглядами, стороны договорились организовывать регулярные или по мере необходимости визиты на высшем уровне.

24 июня 2002 г. было подписано Межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход. Данным Соглашением урегулированы коллизионные вопросы налогообложения как физических, так и юридических лиц.

Со вступления Китая 11 декабря 2001 г. во Всемирную Торговую Организацию, торгово-экономическое взаимодействие между обеими странами реализуется в нормативно-правовых рамках организации. При этом следует отметить, что Кыргызская Республика 24 марта 2000 г. подписала с Китайской Народной Республикой протокол, закрепляющий перечень уступок, предоставляемых Китаем Кыргызстану в отношении таможенных пошлин и тарифных квот .

Тем не менее, Правительством Китайской Народной Республики, при вступлении в ВТО, было отмечено, что для эффективного взаимодействия в рамках данной организации государству понадобится достаточно длительный переходный период вступления в силу своих обязательств, касающихся торговли товарами и услугами. В этой связи, полное и эффективное торгово-экономическое сотрудничество Китая и Кыргызской Республики в рамках ВТО ожидается лишь в долгосрочной перспективе.

Важно отметить, что членство в ВТО предполагает гарантию свободного транзитного перемещения товаров по территории любой страны-участницы и обязывает стран-участниц организации предоставлять её членам режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле. При этом сотрудничество с соседним Китаем, имеющего выход к морю и одновременно являющегося государством-участником ВТО, представляется весьма выгодным для Кыргызстана, в связи с возможностью экспорта товаров на международные рынки морскими путями.

К 2000 г. между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой были заключены важные соглашения, затрагивающие вопросы сотрудничества двух государств в области торговли и капиталовложений, науки и техники, воздушного и автомобильного транспорта, туризма и здравоохранения, правовой помощи и других сферах.

Вместе с тем сложившееся состояние, уровень и объёмы торгово-экономического сотрудничества значительно отставали от формировавшегося благоприятного политического климата между двумя странами.

Сравнительный анализ данных роста взаимной торговли показывает, что объемы импортируемой продукции намного превышают экспорт в Кыргызстане, тем самым, являясь стимулирующим фактором роста товарооборота.

Экспортная продукция Кыргызстана характеризуется ярко выраженной сырьевой направленностью, большую часть которой составляют такие продукты как: кожсырье, шерсть, отходы черного и цветного металла, механические устройства и оборудование.

В отличие от экспорта в структуре импорта преобладают поставки готовой продукции, причем стоит отметить, что объемы импорта характеризуются постоянным ростом. Согласно данным Национального Статистического Комитета КР за период с 2002-2006 г. объемы импорта выросли более чем в 4 раза и составили в 2006 г. 246703,8 тыс. долл., его показатель в 2002 г. равнялся 59114,2 тыс. долл., за 2007 г. объем импорта уже составил 355557,5 тыс. долл.

Основными статьями импорта являются электрические машины и оборудование (на их долю пришло 25% объема импорта), средства наземного транспорта и запасные части к ним (10%), строительные материалы(10%), текстильная и трикотажная одежда, обувь, ткани(4%). Импортируются также предметы мебели, мыломоющие средства, пластмассы и изделия из них, цианиды и оксиды цианидов натрия .

Анализ статистических данных и договорно-правовой базы торгово-экономического сотрудничества Китая с Кыргызстаном показывает, что взаимодействие обеих стран в данной сфере, ввиду многих объективных причин, находится на одной из первичных стадий развития и обладает огромным потенциалом. При этом налицо тенденции углубления и расширения двусторонних отношений, как к примеру, членство обеих стран в таких организациях как ВТО и ШОС, способное создать серьезные предпосылки для развития сотрудничества в данной сфере.

Более того, развитые и тесные торгово-экономические отношения с Китаем подразумевают диверсификацию и модернизацию транспортной отрасли, как одной из составляющих взаимодействия, что в свою очередь является весьма выгодным для Кыргызстана.

На современном этапе, причинами довольно низкого уровня торгово-экономических отношений между Кыргызстаном и Китаем являются инертность, отсутствие заинтересованности госструктур, отдельных предприятий и предпринимателей в развитии сотрудничества, несовершенство законодательной базы двух стран в области иностранных инвестиций физических и юридических лиц, а также недостаточная эффективность коммуникаций, что в совокупности неблагоприятно сказывается на развитии двустороннего сотрудничества.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..