25.2 Бюджетная система Беларуси

  Главная      Учебники - Право Беларуси     Конституционное право Республики Беларусь (В.А. Кодавбович, В.А. Круглов) - 2007 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127 

 

 

25.2 Бюджетная система Беларуси


Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.
Общегосударственные расходы осуществляются за счет рес­публиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.
В соответствии с законом в Республике Беларусь могут созда­ваться внебюджетные фонды.
В материальном аспекте бюджет - это централизованный де­нежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и государственного управления.
В экономическом аспекте - это совокупность денежных отно­шений, возникающих в связи с образованием, распределением и ис­пользованием централизованных денежных фондов, предназначен­ных для осуществления задач и функций государства и его админи­стративно-территориальных образований.
В юридическом аспекте - это правовой акт, устанавливающий финансовый план государства и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений.
В Законе Республики Беларусь от 4 июня 1993 г., в ред. от 15 июля 1998 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и го­сударственных внебюджетных фондах» указано, что бюджет - это основной финансовый план формирования и использования денеж­ных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (об­ластей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).



Вышестоящий бюджет - бюджет вышестоящей администра­тивно-территориальной единицы по отношению к бюджету ниже­стоящей административно-территориальной единицы.
Нижестоящий бюджет - бюджет нижестоящей администра­тивно-территориальной единицы по отношению к бюджету выше­стоящей административно-территориальной единицы.
Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Рес­публики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.
Консолидированный бюджет района (бюджет района) состав­ляют бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов рай­онного подчинения, расположенных на территории района, и район­ный бюджет.
Консолидированный бюджет области (бюджет области) состав­ляют бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты областей, города Минска и рес­публиканский бюджет.
Чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь может вво­диться в случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.
Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней яв­ляются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.



Согласно ст. 121 Конституции к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся утверждение местных бюдже­тов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с за­коном местных налогов и сборов.
Бюджетные права областного Совета депутатов шире, чем ана­логичные права районного Совета. Вместе с тем многие бюджетные права, законодательно закрепленные за органами местного управле­ния и самоуправления, идентичны, т.е. не зависят от их иерархиче­ской структуры. Это, в частности: право на самостоятельный бюд­жет; самостоятельное определение направлений расходов; введение механизма секвестра; образование оборотной кассовой наличности, резервных и целевых фондов.
Не допускается вмешательство любых органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения местных бюджетов. Дополнительно полученные при исполнении местных бюджетов до­ходы, а также суммы превышения доходов над расходами, обра­зующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, полностью остаются в распоряжении Совета депутатов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.
В случае принятия вышестоящими Советами депутатов и их ис­полкомами решений, вызывающих увеличение расходов или умень­шение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмеща­ются средства из вышестоящих бюджетов.
Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодатель­ством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Установление на всей территории Республики Беларусь респуб­ликанских налогов производится актами Президента и законами Республики Беларусь.
Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в со­ответствии с законодательством Республики Беларусь.
Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по



направлениям и в размерах, установленных законодательством и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
В бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год в соот­ветствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государст­венному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых исполь­зуются по целевому назначению на осуществление социальных, эко­логических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
В силу ст. 135 Конституции отчет об исполнении республикан­ского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотре­ние соответствующих Советов депутатов в определенный законода­тельством срок.



Национальный банк является центральным банком Республи­ки Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения,





Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.


денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает ис­ключительным правом эмиссии денег.

Банковская деятельность - совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Банки могут осуществлять отдельные виды деятельности, пере­чень которых определяется законодательством Республики Бела­русь, только на основании специального разрешения (лицензии).




Под активными банковскими операциями понимаются опера­ции, направленные на предоставление денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Под пассивными банковскими операциями понимаются опера­ции, направленные на привлечение денежных средств банками и не­банковскими кредитно-финансовыми организациями.
Под посредническими банковскими операциями понимаются операции, содействующие осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
К банковским операциям относятся:
- привлечение денежных средств физических и (или) юридиче­ских лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридиче­ских лиц;
- открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-коррес­пондентов;
- валютно-обменные операции;
- купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, установленных законодательством Республики Бела­русь;
- выдача банковских гарантий;
- привлечение и размещение драгоценных металлов и драгоцен­ных камней во вклады (депозиты);


- доверительное управление денежными средствами, драгоцен­ными металлами и драгоценными камнями;
- инкассация денежной наличности, валютных и других ценно­стей, а также платежных документов (платежных инструкций);
- хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
- выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;
- финансирование под уступку денежного требования (факто­ринг);
- предоставление физическим и юридическим лицам специаль­ных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127