17.2. Конституционные основы классификации государственных органов Беларуси

  Главная      Учебники - Право Беларуси     Конституционное право Республики Беларусь (В.А. Кодавбович, В.А. Круглов) - 2007 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

17.2. Конституционные основы классификации государственных органов Беларуси



Органы государственной власти Республики Беларусь в своей совокупности составляют механизм (аппарат) государства. С помо­щью этого аппарата осуществляются задачи и функции государства. Система государственных органов - совокупность всех государст­венных органов, выполняющих задачи и функции государства в це­лом.
Государственные органы можно классифицировать по разным основаниям.
 

 

 

 

 

Палата представителей  Национального собрания,  Президпи Республики Беларусь, местные Советы депутатов избираются rp.i* данами Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, рав­ного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Для органов исполнительной власти является характерным формирование их вышестоящими государственными органами или руководителями этих органов. Так, например, Правительство обрл зуется Президентом, который назначает с согласия Палаты преде i .1 вителей Премьер-министра. Он же назначает и освобождает oi должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

Первый заместитель председателя, управляющий делами и чле ны областного (Минского городского) исполнительного комитет .i назначаются на должность председателем исполнительного комите­та по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Первым заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета назначаются h;i должность и освобождаются от должности председателем соответ­ствующего исполнительного комитета по согласованию с выше стоящим исполнительным комитетом.

Простые государственные органы не имеют в своем составе внутренних подразделений. Например, отделы исполнительных ко­митетов.

Органы со сложной структурой включают в себя другие звенья государственных органов внутри обособленного отдельного госу­дарственного органа. Так, областной исполнительный комитет явля­ется государственным органом со сложной структурой. В его состав входят: председатель, до четырех заместителей председателя, коми­тет экономики, комитет по труду и социальной защите, управление здравоохранения, управление образования и другие органы област­ного исполнительного комитета.

 


« Центральные - это те государственные органы, полномочия ко­торых распространяются на всю территорию Беларуси. К ним отно­сятся: Парламент, Правительство, Президент Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты и другие органы.

К местным государственным органам относятся органы, дея­тельность которых осуществляется в границах административно-территориальных единиц. Это местные Советы депутатов, исполни­тельные комитеты первичного, базового и областного территориаль­ных уровней.

К органам общей компетенции относятся те государственные органы, компетенция которых характеризуется как комплексная, многоотраслевая, межотраслевая. В качестве примеров можно при­вести Совет Министров Республики Беларусь, исполнительные ко­митеты.

К органам специальной компетенции относятся государст­венные органы, обладающие отраслевой или функциональной ком­петенцией. Среди них можно назвать министерства, государствен­ные комитеты, комитеты, управления и отделы исполнительных комитетов.


В коллегиальных органах происходит обсуждение вопросов п принятие решений коллегиально, т.е. лицами, в совокупности со­ставляющими коллегиальный орган. Для них установлена опреде­ленная процедура принятия решений (требование к наличию квору­ма для правомочности заседаний, большинства голосов для приня­тия решений и т.д.). Коллегиальными являются Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные комитеты и др.

В единоначальных органах решение принимается лично руко­водителем государственного органа. К ним относятся министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров Рес­публики Беларусь. В этих государственных органах исполнительной власти создаются коллегии, состоящие из их руководителей и их за­местителей, других руководящих работников. В них происходит со­четание единоначалия и коллегиальности.

Коллегии рассматривают основные вопросы развития соответ­ствующих отраслей (сфер деятельности), подчиненных организаций. Решения коллегий проводятся в жизнь постановлениями и приказа­ми республиканских органов государственного управления. Колле­гии являются совещательными органами при соответствующем ру-

 


ководителе. В случае разногласия между руководителем республи­канского органа государственного управления и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений руководитель прово­дит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Совет Министров Республики Беларусь, а члены коллегии имеют право информиро­вать Совет Министров о своей позиции.

Президент обеспечивает преемственность и взаимодействие ор­ганов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

В случаях и порядке, определенных ст. 101 Конституции, зако­нодательную власть может осуществлять Президент Республики Беларусь путем издания декретов, имеющих силу закона.


Характеризуя самостоятельное положение Правительства в сис­теме разделения властей, следует учитывать особенности взаимоот­ношения Правительства с Президентом Республики Беларусь. Пре­зидент является Главой государства, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной вла­сти, осуществляет посредничество между ними (ч. 2 ст. 79 Консти­туции). Согласно п. 7 ст. 84 Конституции Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на долж­ность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. Он обладает конституцион­ными полномочиями по непосредственному руководству Прави­тельством, имеет право председательствовать на его заседаниях, от­менять акты Правительства. Указы и декреты Президента обязатель­ны для исполнения Правительством.

Эти факты свидетельствуют о том, что белорусская модель кон­ституционно-правового статуса Правительства тесно связана с кон­ституционно-правовым статусом Президента. В этой связи можно говорить об определенном дуализме исполнительной власти в Рес­публике Беларусь. Основу дуализма составляет конституционно-правовая компетенция Правительства и Президента.

В систему республиканских органов государственного управле­ния, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят министерства, государственные комитеты и комитеты при Совете Министров Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании сис­темы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», установлена их система.

Законом от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» определено: министерство, государственный комитет -республиканские органы государственного управления (функцио­нальные или отраслевые), проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной от­расли (сфере деятельности) и координирующие деятельность в этой отрасли (сфере деятельности) других республиканских органов го­сударственного управления Республики Беларусь; комитет при Со­вете Министров Республики Беларусь - республиканский орган

 


государственного управления, проводящий государственную поли­гику и реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности.

Министерства, государственные комитеты по отдельным во­просам деятельности, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь, могут подчиняться исключительно Президен­ту Республики Беларусь.

Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

Согласно ч. 1 ст. 116 Конституции контроль за конституцион­ностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Основная функция судов - осуществление правосудия.

Особую группу государственных органов образуют местные Советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы.

Среди других государственных органов Конституция Республи­ки Беларусь упоминает прокуратуру (глава 7 Конституции) и Коми­тет государственного контроля (глава 8 Конституции).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..