5. Конституционное развитие Республики Беларусь

  Главная      Учебники - Право Беларуси     Конституционное право Республики Беларусь (В.А. Кодавбович, В.А. Круглов) - 2007 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 


5. Конституционное развитие Республики Беларусь



5.1. Значение, основные принципы,
особенности и структура Конституций
Беларуси от 3 февраля 1919 г., 11 апреля
1927 г., 19 февраля 1937 г., 14 апреля 1978 г., 15 марта 1994 г. (с изменениями и
дополнениями, принятыми на
республиканских референдумах 24 ноября
1996 г. и 17 октября 2004 г.)




Образцом для первой Конституции Социалистической Совет­ской Республики Белоруссии послужила Конституция РСФСР 1918 г. Конституция ССРБ была принята на I Всебелорусском съезде Советов 3 февраля 1919 г.

 

 



Конституция отменяла частную собственность на землю, объ­являла леса, недра и воды государственным достоянием. В ней про­возглашалась свобода совести, отделение церкви от государства и школы от церкви. За всеми гражданами признавалась свобода рели­гиозной и антирелигиозной пропаганды. Закреплялась свобода сло­ва, собраний и союзов, но только в целях поддержки существующей власти. Образование для рабочих и крестьян объявлялось бесплат­ным. Вводилась всеобщая трудовая повинность.

Высшей властью республики Конституция провозглашала съезд Советов Белоруссии, а в период между съездами вся полнота власти принадлежала   Центральному  Исполнительному   Комитету.   ЦИК

 


формировал Малый президиум и Большой президиум. На Большой президиум возлагались функции правительства, в который входили все народные комиссары.

Конституция юридически закрепила образование республики и установила диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства.

Вторая по счету Конституция Белорусской Советской Со-циалг^тической Республики была принята VIII съездом Советов 11 апреля 1927 г. В ней подчеркивался классовый характер государ­ства. Статья 2 закрепляла следующее положение: «Белорусская Со­ветская Социалистическая Республика есть социалистическое госу­дарство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочих и крестьян». Вся власть в республике принад­лежала Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депута­тов. Носителем верховной власти являлся Всебелорусский съезд Со­ветов, а в период между съездами - ЦИК БССР (ст. 3). Однако в дей­ствительности реальная власть принадлежала Коммунистической партии - общественной организации, которая выдвигала и утвер­ждала кадры в государственный аппарат.

Земля, леса, недра, воды, фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, средства связи признавались собст­венностью социалистического государства (ст. 5).

Закреплялся факт вхождения БССР в состав СССР и право сво­бодного выхода из Союза ССР (ст. 4).

В Конституции закреплялись основные права граждан: право на объединение в общественные организации, свобода собраний, право на проведение митингов, шествий, свобода печати, свобода совести, право на образование и др. Все права гарантировались. Определялось равенство белорусского, еврейского, русского и польского языков.

Устанавливались лишь две обязанности: обязанность трудиться (ст. 7), всеобщая воинская повинность (ст. 13).

В главах II - X устанавливалась система государственных орга­нов и их полномочия (Всебелорусский съезд Советов, Центральный Исполнительный Комитет БССР, Президиум ЦИК БССР, Совет На­родных Комиссаров БССР, Народные комиссариаты, местные Сове­ты и исполнительные комитеты).

Глава XI посвящалась избирательному праву. Правом избирать и быть избранными пользовались лица, достигшие возраста 18 лет.

29


Кулаки, торговцы, лица, живущие на нетрудовой доход, служители религиозных культов и монахи, бывшие служащие и агенты поли­ции, умалишенные и осужденные за корыстные и порочащие пре­ступления лишались избирательного права. Депутаты избирались открытым голосованием.

Избирательное право было не всеобщим, не равным, не пря­мым. Кроме местных Советов, в городах, местечках и селах, сущест­вовали съезды Советов в районах, округах, стране, которые также являлись высшими органами власти на соответствующей террито­рии. Для городского и сельского населения Конституция устанавли­вала различные нормы представительства на съезды Советов (1 к 5). От рабочих избиралось в 5 раз больше делегатов, чем от крестьян. Закреплялось право отзыва гражданами депутатов и их обязанность отчитываться перед населением.

Третья по счету Конституция БССР была принята XII Чрез­вычайным Всебелорусским съездом Советов 19 февраля 1937 г.


Следует отметить, что, несмотря на массовые репрессии граж­дан в эти годы, формальность и декларативность многих положений, данная Конституция с точки зрения ее структуры, логики изложе­ния, четкости и согласованности норм друг с другом, разграничения компетенции между органами государственной власти и государст­венного управления остается непревзойденной.

14 апреля 1978 г. Верховный Совет БССР принял новую, чет­вертую по счету Конституцию Белоруссии.

В целом же эта Конституция также была декларативной, вы­полняла роль фасада «социалистической демократии».

31


Принятие пятой по счету Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 г. ознаменовало качественно новое развитие белорус­ской государственности. Причины ее принятия были связаны с рас­падом Союза ССР, принятием Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете и приданием ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона, нормы которой имели большую юридическую силу, чем Конституция 1978 г., разви­тием гласности и демократических процессов на постсоветском про­странстве.


Однако Конституция от 15 марта 1994 г. не стала стабильным документом по ряду причин. Уже с самого начала ее действия на­блюдается противостояние между Президентом и Верховным Сове­том - отсутствовал баланс полномочий между ними.

Практически Верховный Совет, несмотря на закрепленный формально принцип разделения властей, обладал всей полнотой вла­сти. В любое время он мог вмешаться в деятельность Президента, имел возможность для оперативного вмешательства в государствен­ную и хозяйственную жизнь страны путем принятия соответствую­щих законов и постановлений.

Указы Президента все чаще начали противоречить законам. На этой почве возник конфликт между Президентом и Верховным Со­ветом, который мог быть разрешен только путем расширения кон­ституционных полномочий Президента и соответственно сужения полномочий Верховного Совета.

Кроме того, Кабинет Министров Республики Беларусь согласно Конституции не имел, по сути дела, никаких самостоятельных пол­номочий по государственному управлению хозяйственной жизнью

 


страны. Он создавался при Президенте и не имел права законода­тельной инициативы в Верховном Совете.

24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме в Консти­туцию Республики Беларусь 1994 г. были внесены соответствующие изменения и дополнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..