ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛКИ КОЖАНЫХ ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК

  Главная      Учебники - Полиграфия     Ручной переплет (Павлов И. П) - 1993 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛКИ КОЖАНЫХ ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК

 

 


Как уже говорилось ранее, кожаные переплеты из-за высокой стоимости материала и необходимости применения ручных операций в настоящее время изготовляют редко.

Старые мастера использовали для переплетов обычно кожу растительного дубления, которая при высыхании не давала усадки. Для создания высокого тисненого рельефа на коже использовали небольшой нож, стамески, несколько штампов, фигурные пуансоны, гра-филки и молотки. Вначале на заготовку кожи с помощью графилки переводили с калькированной копии рисунок и по контурам этого рисунка прорезали кожу примерно на половину ее толщины. Затем ее слегка увлажняли и продавливали по линии реза тупой стамеской. Орнамент приобретал очертания и начинал выделяться на общем фоне. Чтобы увеличить рельеф, нужные участки выдавливали с оборотной стороны при помощи той же стамески или молотка. Иногда углубление на обороте заливали воском. Отделка орнамента сводилась к разглаживанию и продавливанию определенных участков кожи и приданию рисунку желаемой формы. После этого приступали к оформлению фона с помощью штампиков и фигурных пуансонов. Обработанную таким образом кожу окрашивали раствором поташа в коричневый цвет и по высыхании окончательно отделывали лощением. После шерфования кромок ее приклеивали к сторонкам переплетной крышки костным клеем.

Некоторые виды кожи, предварительно увлажнив, наклеивали на картонные сторонки, сушили под прессом, а затем уже оформляли и окрашивали.

В современных условиях основная масса кожи обрабатывается хромовым дубителем, однако выпускается и краснодубая.

Лучше всего поддается отделке краснодубая кожа. Помимо способа, применявшегося старыми мастерами, работавшими с толстой кожей, тонкую кожу растительного дубления можно обработать следующим методом. На картонную сторонку наклеивают вырезанные из картона оформительские элементы (орнамент, шрифты, узоры и т. п.), которые в дальнейшем будут способствовать созданию выпуклого рельефа. При необходимости плавного перехода от изображения к фону по контуру

картонного орнамента срезают фаски и сглаживают кромки. Из кожи вырезают заготовку нужного формата и шерфуют ее кромки на нет. Шерфование производят на каменной или металлической гладкой плите. Заготовку равномерно увлажняют теплой водой, дают ей немного отлежаться и промазывают с изнанки костным клеем. Затем накладывают орнаментированные сторонки и отстав, слегка прижимают и переворачивают вверх лицевой стороной. Чтобы выявить рельеф, кожу обжимают плотным тканевым тампоном, куском толстой резины, пробкой или деревянной рукояткой от стамески, отвертки по подложенному картонному орнаменту. При необходимости мелкие детали отделывают косточкой (гладилкой). Благодаря своей пластичности увлажненная кожа приобретает рельеф орнамента, выклеенного на картонных сторонках или отставе, и по высыхании затвердевает и сохраняет рельеф. По окончании этой работы подклеивают кромки кожи к внутренней стороне крышки и кладут ее под пресс для просушки, настелив предварительно на рельефную часть кусок поролона, резины или сложенной в несколько слоев ткани. Высохшую крышку отделывают горячим утюжком, нагретыми гладильниками, раскрашивают анилиновыми красителями, предназначенными для окрашивания шерсти, и при желании покрывают тонким слоем воска либо нитролаком, в который добавляют немного ацетона и касторового масла.

На переплетные крышки, изготовленные из обычной кожи хромового дубления, тисненый рисунок наносится подогретыми штампами. Процесс проведения этой операции аналогичен ранее описанному способу отделки переплетных крышек, крытых переплетными и текстильными тканями. Температура нагрева штампов для тиснения по коже — в пределах 110—140° С, однако лучше сделать несколько пробных оттисков. При недогретом штампе рельеф получится недостаточно глубоким, при перегретом — кожа будет подпаливаться. Сочетая штамповку и обработку поверхности кожи нагретыми гладильниками, можно добиться весьма интересного художественного эффекта в оформлении переплетов.

Из разноцветных обрезков кожи можно изготовить инкрустированные крышки. Правда, эта работа несколько трудоемка, так как требует тщательной подгонки деталей. При наличии высечек разных форм фигурные кусочки кожи вклеиваются в соответствующие

просечки на основном фоне. Подклейку их следует вести клеем БФ-2 или БФ-4. Методом инкрустации можно выполнить и шрифтовое оформление крышки.

Обработку кожи хромового дубления с применением нагретых инструментов можно производить как до, так и после покрытия ею картонных сторонок. При наклейке на сторонки кромки кожи шерфуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..