ОТДЕЛКА ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК ВРУЧНУЮ

  Главная      Учебники - Полиграфия     Ручной переплет (Павлов И. П) - 1993 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

ОТДЕЛКА ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК ВРУЧНУЮ

 



Бескрасочное тиснение, тиснение фольгой и печать переплетными красками можно выполнять на ручном позолотном прессе, устройство которого описано в гл. 3.

Перед началом работы на прессе необходимо провести подготовительные операции: закрепление штампа на верхней плите (приклеиванием) и укрепление упоров на нижней плите для переплетной крышки (см. рис. 29). Для укрепления штампа вырезают кусок картона, равный формату картонной сторонки, просушивают и в соответствии с макетом приклеивают к нему штамп. Штамп вместе с картоном выдерживают под давлением до полного высыхания клея, затем срезают лишний картон по краям штампа. Чтобы крышка занимала строго определенное положение, на нижней плите пресса укрепляют упоры. Штамп укладывают на крышку очком вниз, а картоном вверх, на место, где должно быть тиснение. Крышку со штампом помещают на нижнюю плиту пресса по центру для обеспечения равномерного давления. После этого картон, к которому приклеен штамп, промазывают костным клеем (при печати пере-плетными красками) или клеем № 88 или БФ-2 (при бескрасочном тиснении или тиснении фольгой) для равномерного прогрева штампа от верхней плиты пресса. Талер осторожно вдвигают, опускают рукоятку, плиты сближаются, создается давление и штамп приклеивается к верхней плите пресса. Верхняя плита нагревается до 150° С электронагревателями, температура нагрева регулируется термометром.

После приклеивания штампа производят тиснение. При тиснении фольгой ее предварительно нарезают на листы размером несколько больше рисунка тиснения и вручную накладывают на участок переплетной крышки в месте будущего тиснения. Фольгу накладывают так, чтобы слой ее был обращен к материалу переплетной крышки, а подложка — к штампу. После тиснения талер выдвигают, отработанную фольгу вручную отделяют от крышки, готовую крышку снимают с талера, а на него укладывают новую крышку. Качество конгревного тиснения в ручном позолотном прессе невысокое из-за сравнительно небольшого усилия тиснения (60 т).

Как уже говорилось, на ручных позолотных прессах выполняется тиснение сусальным золотом. Для закрепления золота (потали) проводят предварительную грунтовку поверхности рисунка, причем жидкий грунт наносят ватным тампоном на крышку вручную, слегка подсушивают и приступают к тиснению горячим штампом.

При печатании переплетными красками к ручному прессу с левой стороны выдвижного талера прикрепляется металлическая плита с закрепленным на ней штампом. Сначала выдвигают талер, откидывают металлическую плиту и на штамп наносят вручную валиком краску, предварительно раскатанную на камне или металлическом листе. Затем на талер кладут переплетную крышку, опускают металлическую плиту со штампом, на который нанесена краска, вдвигают талер и печатают холодным штампом.

После печати красками крышки следует расставить на ребро рядами, проложив каждый ряд листом картона для высыхания краски.

Поскольку на тиснение и печать поступают переплетные крышки с неравномерными по толщине картонными сторонками, в прессе вручную производится регулировка давления перемещением клина относительно нижней плиты при помощи винта с маховиком.
 

 

Отделку переплетных крышек можно выполнять также при помощи отделочных и вспомогательных инструментов и простейших приспособлений.

Простейший вид отделки — штриховка, т. е. нанесение рубчика и рамки по периметру переплетной крышки косточкой или штриховкой по линейке (рис. 48, а).

Можно провести двойные рамки. В этом случае их размещают на расстоянии 5—7 мм от обрезов, 10— 15 мм от корешка и 8—10 мм между собой. Рамки получаются рельефные, если их наносить подогретыми накатками (рис. 48, б). Такая отделка лучше видна на крышках, оклеенных техническими или текстильными тканями, а также одноцветной бумагой; на разноцветной и мраморной бумаге она менее заметна. Подобным способом наносят и другие декоративные, в основном прямолинейные, изображения на поверхность крышки (рис. 48, в).

Вручную можно произвести блинтовое тиснение. В этом случае из медной проволоки или медных пластинок изготавливают штамп для тиснения с него на переплетной крышке простейших орнаментов. Для изготовления штампа берется лист плотного картона, равный размеру сторонки крышки. Из проволоки одного определенного диаметра выгибают рамку и детали задуманного орнамента. Эти элементы при помощи клея укреп-ляют на заготовленном картоне так, чтобы изображение было зеркальным. Таким образом получают простейший штамп. Его прибивают или приклеивают к переплетной или специально подготовленной по размеру картона доске (рис. 49).

Для тиснения применяют любые переплетные тиски или одновинтовые прессы. При использовании переплетных тисков (см. рис. 30) их неподвижный брус устанавливают на столе. Отвинтив немного гайки, поднимают и фиксируют в приподнятом положении верхний брус. На нижнем брусе размещают штамп, а на него кладут подлежащую тиснению крышку (рис. 50). Тиснение получается более рельефным, если его производить штампами, нагретыми до 80—100° С. Чтобы нагреть подготовленный ранее штамп, его поворачивают печатающими элементами вниз и кладут на толстую ровную

металлическую пластинку, лежащую на электрической плите, или на любом другом нагревательном приборе. Подогретый штамп (температуру нагрева можно примерно определить по шипению при легком прикосновении увлажненного пальца) снимают с плитки, помещают в переплетные тиски и кладут на него переплетную крышку. Из-под верхнего бруса убирают фиксатор и опускают его на доску штампа. Следя за тем, чтобы не сдвинуть штамп, поджимают гайки пресса, создавая тем самым давление на печатную форму. Чем быстрее и сильнее поджать гайками верхний брус тисков, тем отчетливее и рельефнее получится оттиск на поверхности переплетной крышки.
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 48. Штриховка рамки на переплетной крышке:
а — косточкой, б—штриховкой (филетой), в — вариант оформления штрихами

 

 

 

 

Рис. 49. Простейший штамп для тиснения: а — из проволоки для блинтового тиснения; б — из прессшпана для тиснения фольгой

 

 

 

 

 

 

Рис. 50. Тиснение с использованием переплетных тисков:
1 — штамп, 2 — переплетная крышка, 3 — переплетные доски

 

 

 

 

 

Еще удобнее пользоваться плитой, оснащенной нагревательным элементом (например, от электрического утюга). Его вполне достаточно для нагрева металлической плиты размером 180 X 250 мм, толщиной 5— 8 мм до температуры 120—130° С. Более толстая плита потребует больше времени для нагрева, а плита, большая по размерам, будет прогреваться неравномерно. Нагревательный элемент укрепляют винтами на внутренней стороне плиты, которую прикрепляют к подвижному брусу переплетных тисков (рис. 51, б, в).

Если давление, создаваемое переплетным прессом, окажется недостаточным для получения четкого оттиска со всего штампа, тиснение следует производить по частям, например вначале рамки, а затем — элементы оформления.

Такой пресс можно использовать не только для блинтового тиснения, но и тиснения металлической фольгой и красочной переплетной фольгой.

При тиснении фольгой переплетную крышку помещают на укрепленной на неподвижном брусе тисков переплетной доске. На подлежащие тиснению участки крышки накладывают заранее нарезанные по нужному формату кусочки переплетной фольги красочным слоем вниз, а подложкой вверх. Опускают и поджимают гайками брус со штампом. При соприкосновении с нагретым штампом восковой слой подплавляется и отделяется от подложки. Под действием давления и температуры лаковый и красочный слои хорошо закрепляются на переплетном материале крышки. Температура штампа при тиснении цветной фольгой должна быть 100— 120° С, а металлической —120—130° С. Однако в до-машних условиях температуру нагрева штампа и время выдержки лучше подбирать методом проб. После подъема штампа и снятия подложки оттиск очищают мягкой щеткой. При использовании в фольге бронзового порошка место тиснения после очистки промазывают 10 %-ным раствором клея Na КМЦ для более прочного его закрепления и предохранения от коррозии.

При наличии густотертых художественных масляных красок можно получить цветное изображение и без фольги. Для этого краску раскатывают резиновым валиком равномерным тонким слоем на стекле или цинковой пластине. Затем этим же валиком краску накатывают на печатающие элементы штампа (рис. 52). Нагревать штамп не нужно. Давление в этом случае должно быть несколько меньшим, чем при блинтовом тиснении или тиснении фольгой.

Кроме тиснения и печати переплетными красками, являющимися наиболее распространенными способами отделки переплетных крышек, можно вручную выполнить такие редкие виды отделки, как аппликация, инкрустация, оплетка (причем оплетка, как уже упоминалось, производится только ручным способом).

Выполнение оплетки — очень трудоемкая ручная операция. По канту крышки с отступом от края на 3—

4 мм пробивают отверстия так, чтобы длина прорези и расстояние между прорезями были равны. В готовые отверстия вставляют полоску материала и оплетают им край крышки. Ширина полоски материала для оплетки в зависимости от формата издания должна быть 3—

5 мм. Для оплетки используют различные материалы.
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 51. Тиснение с использованием переплетного пресса, оборудованного металлической плитой с обогревателем:
а — металлическая плита, б — плита с укрепленным на ней нагревательным элементом от утюга, в — крепление металлической плиты к подвижному бруску тисков

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 52. Нанесение краски на печатные элементы штампа:
а — раскатка краски валиком на стекле, б — нанесение краски на печатные элементы штампа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..