КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕПЛЕТНОГО ДЕЛА

  Главная      Учебники - Полиграфия     Ручной переплет (Павлов И. П) - 1993 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕПЛЕТНОГО ДЕЛА

 



Самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии. Это были глиняные плитки, на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы. Плитки обжигались на огне и приобретали прочность камня. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен таких глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик — древнейший книжный переплет.

В древнем Египте для письма использовались длинные ленты папируса (рис. 1). Папирус — родственник нашей осоки — в изобилии рос по берегам Нила. Его стебли разрезали на полоски, высушивали и склеивали, а для придания гладкости разглаживали камнем. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краску. Текст писали черной красной, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым и сейчас обозначают новую строку в начале абзаца.

Чтобы папирусной книгой было удобнее пользоваться, один конец ленты прикрепляли к палочке и наматывали свиток на нее. В качестве переплетов употреблялись круглые деревянные или кожаные футляры, в которых хранились папирусные свитки.

В Индии писали на пальмовых листьях, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплет. В Китае до изобретения бумаги использовался бамбук, в древнем Новгороде писали на бересте. Скотоводческие племена издавна применяли для письма кожи животных. Этому материалу суждена была долгая жизнь.

В мировой истории малоазиатский город Пергам прославился изобретением пергамента, на котором писали около двух тысячелетий. Способ изготовления пер-гамента был довольно сложен. Шкуру животного тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, суши-

ли и осторожно скоблили, затем выстругивали ножом, придавая ей ровную поверхность.

Со временем широкое распространение письменности, увеличение спроса на книгу привели к необходимости отказаться от слишком дорогого пергамента. Ему на смену пришла бумага, а пергамент продолжали использовать для важных исторических документов.

Время и место изобретения бумаги точно не известны. Во всяком случае, судя по китайским летописям, в Китае ее начали вырабатывать в I в. н. э. Затем бумагу стали производить в Корее, Японии, Индии, Средней Азии. В Западной Европе бумага вошла в употребление с X в., тогда же появилась она и в России.

Первая бумага вырабатывалась из пенькового, льняного тряпья или хлопка. Обрывки тряпья размачивались, варились с золой или известью, промывались и размалывались. Получалась кашицеообразная масса. Ее зачерпывали специальной формой — широким прямоугольным ситом. Затем форму быстро опрокидывали на гладкую доску, лист сырой массы высушивали, отжимая из него воду прессом. Искусство бумажного мастера заключалось в том, чтобы зачерпывать равномерные порции массы для обеспечения одинаковой толщины бумажных листов. Позднее бумагу стали делать из размельченной древесины.

Книги на пергаменте и бумаге вначале имели вид свитков — сказались древние традиции папирусных рукописей.

Листы свитка, заполненные текстом с одной стороны, склеивались, а затем свертывались в рулон. И сейчас в архивных хранилищах, в крупнейших библиотеках можно увидеть такие свитки, называемые столбцами, иногда даже в кожаных мешках-кошелях (рис. 2).

Для сохранения обреза некоторые мастера изготов-ляли книги в виде сумок с предохранительными клапанами и ключом.

Позднее появилась книга-кодекс, получившая широкое распространение с IV в. Она состояла из отдельных тетрадей, сшитых в единый блок и одетых в переплет. Тетрадью было удобнее пользоваться при написании текста и при чтении. Блок тетрадей, заключенных в прочный жесткий переплет, лучше сохранялся.

Слово тетрадь происходит от греческого «тетра» — четверка, так как тетради обычно состояли из четырех листов, сложенных пополам, следовательно, из восьми полулистов или шестнадцати страниц. В старинных рукописных книгах не было сплошной нумерации страниц: счет велся по тетрадям и листам.

Книги обычно писались гусиными перьями, очень редко — лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье (павлинье). Для письма использовались чернила, изготовленные из «чернильных орешков» (галлов) — особых наростов на листьях дуба, поврежденных насекомыми-вредителями. Заглавные буквы, которые назывались буквицами, имели вид- причудливых фигур, украшенных листьями, цветами. Иногда за основу такой буквы бралось изображение животного, человека, сказочной птицы. Буквицы рисовались красками, золотом, серебром и придавали книге нарядный вид.

Некоторые книги имели орнаментальные украшения-заставки, а также красочные иллюстрации, называвшиеся миниатюрами. Миниатюра получила название от краски, приготовлявшейся из миния — окиси свинца. Рукописи, украшенные миниатюрами, назывались лицевыми. Они были известны еще в Древнем Египте, широкое же распространение получили в средние века.

После того как писец заканчивал свою работу, тетради складывались по порядку и пришивались к ремням, которые крепились к деревянным доскам (рис. 3). Доски снаружи обтягивались кожей или дорогой красивой тканью. С тех пор и бытует выражение «прочесть книгу от доски до доски», т. е. от начала до конца. Книги делались большого формата и без застежек могли прокоро-биться. Поэтому для сохранности книги к переплетам прикреплялись кожаные завязки или металлические застежки, иногда даже с замками. Нередко по углам и в середине переплета для предупреждения его от повреждений помещались металлические узорные бляхи-жуко-вины. Часто переплет имел отделку из золота и серебра, металлические детали украшались изящной резьбой, чеканкой, тиснением, эмалью. Книга в старину представляла большую ценность и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог унести.

 


 

 

 

Рис 2 Книга-кошель

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Книжный блок, сшитый на ремнях

 

 

 


В изготовлении книг постепенно наметилось разделение труда: один человек готовил тетради, разлиновывал их, другой писал черный текст, художник-иллюстратор разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры, переплетчик одевал книгу в переплет. Над книгой работали корректоры и редакторы, занимавшиеся исправлением текста. Еще в Древнем Риме существовали специальные мастерские по переписке книг — скриптории.

Книг требовалось все больше и больше, их изготавливали уже не только по заказу, но и для продажи на рынке, и переписчики не справлялись с работой. Ведь для переписки одной книги в 500 страниц требовалось около года!

Были попытки вырезать на деревянных досках целые страницы книг и затем, нанеся на них краску, с помощью пресса получать оттиски. Этот способ изготовления книг был шагом вперед по сравнению с рукописным, но оказался очень трудоемким и большого распространения не получил.

В XI в. в Китае начали печатать с наборных форм из глиняных букв-литер, в XV в. появился бронзовый шрифт в Корее. Примерно в это же время получил развитие европейский способ книгопечатания. В конце 50-х годов XV в. мастер Иоганн Гуттенберг из города Майнца, изготовив подвижные литеры из свинцового сплава, начал печатать учебники, календари, церковные книги. Начиная с этого времени искусство типографической печати быстро распространилось по всей Европе.
 

Первоначально в работе над книгой принимал участие рисовальщик. Начиная новую главу, наборщик пропускал первую букву, позднее, уже в отпечатанном листе, художник рисовал ее красками. Иногда случалось так, что места, предназначенные для начальной буквы, так и оставались пустыми: либо типографу не хватило денег для оплаты художника, либо по забывчивости. Поэтому красная строка получалась короче других. Постепенно этот прием стал использоваться сознательно, так появился абзацный отступ в начале красной строки.

Около 1500 г. в книгах появился заглавный лист. Рукописные книги, как правило, делались по заказу, их не нужно было рекламировать. Типограф же печатал свою продукцию тиражом в сотни и тысячи экземпляров, адресуя книгу неизвестному покупателю. Вот и потребовалось на первой странице книги давать крупным шрифтом ее название. Причем в старину эти названия были подробными, чтобы покупатель сразу мог понять, о чем эта книга и кто ее написал. Иногда название книги занимало пять-шесть, а то и десять строк.

XVI в. стал поворотным в истории книжного дела в России. Наряду с церковными книгами на книжных «торжищах» появляются произведения светские. Покупатели начинают проявлять интерес к сочинениям греческих и римских авторов, рыцарским романам, историческим хроникам, азбуковникам, лечебным «травникам».

В 1563 г. в Печатном дворе Иван Федоров и Петр Мстиславец приступили к изготовлению первой книги — «Апостола», которая вышла из типографии спустя год— 1 марта 1564 г.

Печатная книга начала успешно соперничать с рукописной, вытесняя ее с рынка.

Печатание книг было в то время тяжелым физическим трудом. Наборщик вручную составлял из свинцовых литер строчки, из строчек — полосу страницы, затем полученный набор (форму) зажимали в раму и переносили в печатный станок. Помощник печатника наносил на набор краску с помощью мешочка из бараньей кожи, набитого шерстью. После этого на форму накладывалась специальная рамка — рашкет с вырезанными окошками для набора, на нее — лист бумаги, и тискальщик нажимал рычаг станка. Отпечатанный лист осторожно отделяли от формы, и весь процесс повторялся

сначала. А потом за работу принимались переплетчики. Они складывали листы в тетради, подбирали их по порядку, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали блок в крышку, получалась готовая книга.

К концу XVIII в., благодаря успехам в науке и технике, целому ряду изобретений открылись новые пути для развития книгоиздательской деятельности. Человечеству требовалось все больше книг по самым различным отраслям знаний.

В XIX в. появились наборные машины, отливавшие сразу целые строчки (линотипы) и отдельные буквы (монотипы).

С набора научились делать копии — стереотипы, изобретение фотографии дало возможность изготавливать клише для книжных иллюстраций.

Разрастался парк печатных машин. Вершиной достижений в скоростной печати стала ротационная машина, которая могла с огромной скоростью печатать сразу с целого рулона бумаги, выбрасывая на транспортерную ленту готовые тетради — листы будущей книги.

В настоящее время на помощь переплетчику пришли машины, сшивающие тетради в книжный блок, изготавливающие переплетные крышки, одевающие книгу в переплет.

В современных типографиях даже упаковку книг в пачку производят машины.

Ученые предсказывают, что в будущем человечеству придется отказаться от книги как средства хранения и передачи информации.

В библиотечных хранилищах для экономии места и сохранности редких изданий некоторые книги уже сейчас переводят на микрофильмы и микрокарты (микрофиши). Книга в триста страниц может уместиться на десяти микрофишах размером с почтовую открытку. Весь комплект состоит из тончайших пластинок толщиной не более одного миллиметра. Читаются микрофиши с помощью ридера — небольшого прибора, чуть больше кассетного магнитофона. Планируется записывать книги на кристаллы, которые станут еще более емкими хранилищами текста.

И все-таки трудно представить себе, чтобы люди совсем отказались от книг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..