Тема. Изготовление книг на современном
полиграфическом предприятии
Наглядные пособия. Иллюстрации из книг, демонстрирующие работу различных
цехов полиграфического предприятия, диафильмы, плакаты.
Содержание и методические рекомендации. Занятия по этой теме лучше
провести в виде экскурсии на полиграфическое предприятие. Руководитель
кружка должен рассказать ребятам о том, как книга, написанная автором,
поступает в издательство, как с ней работают редактор, художник,
технический редактор. Затем познакомить с основными типографскими
процессами производства книги (набор текста, изготовление клише для
иллюстраций, печать, брошюровка, шитье блоков, изготовление переплетных
крышек, вставка в них книжных блоков и др.).
Во время экскурсии необходимо обратить внимание ребят на механизацию
процессов изготовления книги, включая и бро-шюровочно-переплетное
производство, показать наборные, ротационные многокрасочные печатные
машины.
На некоторых полиграфических предприятиях выполняются
ручные операции по изготовлению переплетной крышки и вставке
в нее книжного блока. Нужно обратить внимание ребят на технологию
производства этих работ.
Большое воспитательное значение будут иметь встречи ребят с передовыми
рабочими, инженерно-техническими работниками, ветеранами
полиграфического производства.
При невозможности организовать экскурсию в
типографию занятие следует обеспечить необходимыми наглядными пособиями
Тема. Книга и ее составные части (2/3 ч)
Оборудование. Макеты книги и ее деталей, плакаты.
Содержание и методические рекомендации. На этом занятии нужно
познакомить учащихся с составными частями книги: книжным блоком,
переплетными крышками и форзацем, показать, как из этих элементов
собирается книга.
Внимание ребят нужно обратить на способ крепления тетрадей в блоке,
различные конструкции форзацев и способы их крепления
к книжным блокам, познакомить с классификацией книжных переплетов по
конструкции, наружному материалу, указать на дополнительные печатные
элементы, используемые при комплектовке блока.
Содержание и методические рекомендации. Руководитель кружка должен
рассказать ребятам о материалах, из которых изготовляется книга (бумага,
картон, переплетные ткани, клей и т. д.), их физических и химических
свойствах, старении и разрушении материалов книги под действием времени,
неблагоприятных условий хранения и небрежного обращения.
Практические работы заключаются в осмотре поврежденных
книг, выявлении повреждений, отработке приемов очистки книг от пыли,
плесени, жирных, чернильных, ржавых пятен, следов пальцев рук, а также в
изготовлении предохраняющих оберток и суперобложек к книгам.
При работе с химическими веществами необходимо обратить внимание ребят
на правила безопасной работы с ними.
Тема. Инструменты и приспособления для ручных
переплетных работ. Приемы работы переплетчика. Правила безопасности
труда (4/3 ч)
Содержание и методические рекомендации. На этом занятии нужно рассказать
учащимся о назначении переплетных инструментов: переплетного ножа,
косточки, фальцлинеек и др.; познакомить их с устройством и приемами
работы с тисками и обжимными прессами, дисковым ножом и гобелем,
картонорубилкой, подставкойподсветом; затем следует объяснить устройство
и принцип работы сшивального станка.
После этого учащиеся должны овладеть практикой выполнения приемов
фальцовки листов, сталкивания (выравнивания) стопы листов бумаги,
роспуска их лесенкой, резания ножом бумаги, картона и технических
тканей. Тренировочные упражнения следует проводить с использованием
макулатурной бумаги различной плотности, картона, отходов технической
ткани.
На практических занятиях, проводимых со старшеклассниками, следует
отработать приемы заточки и правки ножей, ножниц, шильев. Кроме того,
они должны научиться резать ножом стопку бумаги толщиной до 10 мм,
сталкивать стопу бумаги толщиной до 20 мм, резать картон толщиной 2 мм.
Важно сразу обратить внимание учащихся на правильное выполнение этих
операций и соблюдение правил техники безопасности при работе с режущим,
колющим, нагретым инструментом, а также при заточке режущего
инструмента.