Изготовление книг на

  Главная       Учебники - Полиграфия      Кружок переплетного дела (Мазок Н. Н.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Тема. Изготовление книг на современном полиграфическом предприятии

 

 
Наглядные пособия. Иллюстрации из книг, демонстрирующие работу различных цехов полиграфического предприятия, диафильмы, плакаты.

Содержание и методические рекомендации. Занятия по этой теме лучше провести в виде экскурсии на полиграфическое предприятие. Руководитель кружка должен рассказать ребятам о том, как книга, написанная автором, поступает в издательство, как с ней работают редактор, художник, технический редактор. Затем познакомить с основными типографскими процессами производства книги (набор текста, изготовление клише для иллюстраций, печать, брошюровка, шитье блоков, изготовление переплетных крышек, вставка в них книжных блоков и др.).

Во время экскурсии необходимо обратить внимание ребят на механизацию процессов изготовления книги, включая и бро-шюровочно-переплетное производство, показать наборные, ротационные многокрасочные печатные машины.

На некоторых полиграфических предприятиях выполняются

ручные операции по изготовлению переплетной крышки и вставке

в нее книжного блока. Нужно обратить внимание ребят на технологию производства этих работ.

Большое воспитательное значение будут иметь встречи ребят с передовыми рабочими, инженерно-техническими работниками, ветеранами полиграфического производства.
 

При невозможности организовать экскурсию в типографию занятие следует обеспечить необходимыми наглядными пособиями

 

 

Тема. Книга и ее составные части (2/3 ч)

Оборудование. Макеты книги и ее деталей, плакаты.

Содержание и методические рекомендации. На этом занятии нужно познакомить учащихся с составными частями книги: книжным блоком, переплетными крышками и форзацем, показать, как из этих элементов собирается книга.

Внимание ребят нужно обратить на способ крепления тетрадей в блоке, различные конструкции форзацев и способы их крепления

к книжным блокам, познакомить с классификацией книжных переплетов по конструкции, наружному материалу, указать на дополнительные печатные элементы, используемые при комплектовке блока.
 

 

 

Тема. Гигиена книги (5/3 ч)


Оборудование. Книги, магнезия, бензин, 20%-ный раствор перекиси водорода, марганцовокислый калий, 2%-ный раствор формалина, лимонная кислота, уксус, вата, марля, фильтровальная бумага, пресс.

Содержание и методические рекомендации. Руководитель кружка должен рассказать ребятам о материалах, из которых изготовляется книга (бумага, картон, переплетные ткани, клей и т. д.), их физических и химических свойствах, старении и разрушении материалов книги под действием времени, неблагоприятных условий хранения и небрежного обращения.

Практические работы заключаются в осмотре поврежденных

книг, выявлении повреждений, отработке приемов очистки книг от пыли, плесени, жирных, чернильных, ржавых пятен, следов пальцев рук, а также в изготовлении предохраняющих оберток и суперобложек к книгам.

При работе с химическими веществами необходимо обратить внимание ребят на правила безопасной работы с ними.
 

 

Тема. Инструменты и приспособления для ручных переплетных работ. Приемы работы переплетчика. Правила безопасности труда (4/3 ч)

Оборудование. Инструменты и приспособления, точильные станки, абразивные бруски, бумага, картон, технические ткани.

Содержание и методические рекомендации. На этом занятии нужно рассказать учащимся о назначении переплетных инструментов: переплетного ножа, косточки, фальцлинеек и др.; познакомить их с устройством и приемами работы с тисками и обжимными прессами, дисковым ножом и гобелем, картонорубилкой, подставкойподсветом; затем следует объяснить устройство и принцип работы сшивального станка.

После этого учащиеся должны овладеть практикой выполнения приемов фальцовки листов, сталкивания (выравнивания) стопы листов бумаги, роспуска их лесенкой, резания ножом бумаги, картона и технических тканей. Тренировочные упражнения следует проводить с использованием макулатурной бумаги различной плотности, картона, отходов технической ткани.

На практических занятиях, проводимых со старшеклассниками, следует отработать приемы заточки и правки ножей, ножниц, шильев. Кроме того, они должны научиться резать ножом стопку бумаги толщиной до 10 мм, сталкивать стопу бумаги толщиной до 20 мм, резать картон толщиной 2 мм.

Важно сразу обратить внимание учащихся на правильное выполнение этих операций и соблюдение правил техники безопасности при работе с режущим, колющим, нагретым инструментом, а также при заточке режущего инструмента.

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..