МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
В КРУЖКАХ ПЕРЕПЛЕТНОГО ДЕЛА
На каждую тему можно отвести одно или несколько занятий, на которых
учащиеся должны получить определенную теоретическую подготовку и,
главное, приобрести навыки ручного переплета и реставрации книг. Сюда
входит и время, предназначенное для экскурсий и других мероприятий.
Основное время следует отводить практическим работам.
Обычно занятие строится по такой схеме: организационные вопросы, краткое
повторение пройденного материала, изложение новой темы, подготовка К
практической работе и вводный инструктаж, практическая работа и текущий
инструктаж, осмотр и оценка проделанной работы, уборка рабочих мест и
помещения.
Новый материал надо излагать доходчиво, просто, сопровождая объяснение
демонстрацией наглядных пособий и приемов работы. Старшим ребятам
рекомендуется сообщать теоретические сведения таким образом, чтобы
вызвать у них интерес, стремление самостоятельно углубить свои знания.
В практике переплетного дела найдется много интересных вопросов,
углубленное изучение которых принесет школьникам несомненную пользу.
Можно практиковать короткие, на 10—15 минут, сообщения учащихся на
следующие темы: история переплетного дела; развитие бумажного
производства; интересные изделия переплетчиков разных времен; история
книги и полиграфического производства и т. д. Несомненно, такие
сообщения наряду с объяснениями преподавателя принесут большую пользу.
В ходе практических занятий вслед за демонстрацией выполнения тех или
иных операций или приемов работы учащимся нужно оставить достаточно
времени на упражнения для приобретения необходимых практических навыков.
Учебные упражнения можно проводить с макулатурной бумагой, а затем
переходить к работе непосредственно с книгой.
Вводное занятие (2/3 часов)
Наглядные пособия. Иллюстрации из книг, плакаты, образцы книг.
Содержание и методические рекомендации. После
вступительного слова о заботе в нашей стране о детях, которая, в
частности, выражается в бесплатном образовании и бесплатном обеспечении
учащихся учебниками, нужно рассказать о значении и задачах кружка,
подчеркнуть, что знания основ переплетного дела, приобретенные
школьниками в кружках, пригодятся им в жизни.
На этом же занятии необходимо решить организационные вопросы: выбрать
старосту, составить списки дежурных, ознакомить кружковцев с правилами
внутреннего распорядка, с помещением и оборудованием, с организацией
рабочего места, с планом работы на год. Затем нужно рассказать о путях
становления современной формы книги, о материалах, которыми пользовались
при создании книг до изобретения бумаги, о значении изобретения бумаги и
книгопечатания для человечества.
Говоря о первых переплетах, нужно остановиться на поисках их формы и
конструкции, на сочетании в труде переплетчика мастерства художника,
ювелира, гравера по кости, металлу, дереву. При этом следует особо
подчеркнуть трудоемкость изготовления книг ручным способом. Для того
чтобы ребята получили наглядное представление о древней книге, следует
воспользоваться иллюстрациями из книг.