ЧЕМ ПОКРЫВАТЬ ПЕРЕПЛЕТНУЮ КРЫШКУ КНИГИ

  Главная       Учебники - Полиграфия      Кружок переплетного дела (Мазок Н. Н.)

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

ЧЕМ ПОКРЫВАТЬ ПЕРЕПЛЕТНУЮ КРЫШКУ КНИГИ

 

 

Об обложечной бумаге, текстильных тканях, материалах на нетканой основе и переплетных тканях с синтетическими покрытиями, применяемых при крытье переплетных крышек, уже говорилось.

 

 

 

 

Рис. 79. Изготовление декоративных бумаг: а — нанесение
краски на стеклянную поверхность; б — прикатка бумажного листа резиновым валиком.
 

 

 

Интересные художественные решения в оформлении книжных переплетов достигаются при использовании декоративных бумаг. Но бумага, имеющаяся в продаже, не всегда удовлетворит нашим требованиям.

Можно сделать покровную бумагу необходимой расцветки самостоятельно. Для этого потребуются масляные (для живописи) краски либо казеиново-масляная или поливинилацетатная темпера, гуашь или акварельные краски.

Стекло (лучше зеркальное) или плексиглас моют водой с мылом, высушивают, а затем слегка натирают парафином (если предполагается применение поливинилацетатной темперы) или сухим мылом (при использовании масляных красок для живописи или казеиново-масляной темперы). Фланелевой тряпочкой или ватным тампоном распределяют смазку равномерно но леей поверхности. В небольшие баночки выдавливают из тюбиков краску необходимых цветов. Поливинилацетатную темперу можно развести до консистенции сметаны водой с

ного формата, слегка увлажняют и кладут на некоторое время под пресс. Подготовленный таким образом лист размещают лицевой стороной на стекле с нанесенной на него краской, стараясь не сдвигать в стороны. Затем, покрыв газетой, прокатывают резиновым валиком во взаимно перпендикулярных направлениях или приглаживают ребром ладони, косточкой, линейкой. С обратной стороны стекла будет хорошо виден рисунок, а также места, где краска легла слишком толстым или тонким слоем. Эти участки следует
еще раз прокатать валиком.

Затем лист берут за край двумя руками и, стараясь не сдвигать в стороны, отделяют от стекла. В зависимости от консистенции краски и направления съема на бумаге получается мраморный узор со стрельчатыми наплывами. Лист просушивают, после чего помещают между переплетными досками и зажимают в прессе.

Известен и более простой способ изготовления «мраморной» бумаги. Для этого нужны кювета, набор цветных масляных красок для живописи, светлая бумага.
 

 

 

Рис. 80. Изготовление «мраморной» бумаги: а — нанесение красок на поверхность воды; б — снятие окрашенной бумаги; 1 — кювета; 2 -г— слой краски на поверхности воды;
3 — окрашенная бумага.
 

 


В кювету наливают чистую холодную воду слоем 30—40 мм,
в которую добавляют (при тщательном помешивании) немного
гуммиарабика либо экстракта исландского мха, льняного семени, 1 —2%-ного раствора метил целлюлозы, кабоксиметилцеллюлозы или канцелярского клея и раствора алюмокалиевых квасцов, для того чтобы краска лучше держалась на поверхности воды. Краски нужных цветов разводят пиненом, бензином или скипидаром до консистенции молока в отдельных флаконах. Затем на поверхность воды выливают по 20—30 капель каждой краски и палочкой распределяют ее по кювете (рис. 80, а). Очень важно добиться нужной консистенции клея в воде: на высоковязком составе краска растекается плохо, образуя сгустки, которые могут тонуть; на жидком составе краски растекаются лучше, но рисунок получается неустойчивым и размывается. Если краска на поверхности клеевого раствора распределяется ровно, а затем стягивается в капли, в кювету следует добавить немного горячей воды и осторожно перемешать.

Лист берут пальцами обеих рук за уголки, подносят к кювете и плавно опускают на поверхность так, чтобы между ним и водой не оставалось воздушных пузырьков. Затем бумагу сразу же поднимают (рис. 80, б), дают стечь каплям и подвешивают для просушки. Подряд окрашивают несколько листов, пока цвета красок
не поблекнут. Добавив следующую порцию красок, продолжают работу. Следует учесть, что каждый раз на поверхности бумаги образуется новый рисунок. Поэтому окрашиваемый лист должен быть таких размеров, чтобы его хватило на обе сторонки переплетной крышки.

Чтобы изготовленная таким образом бумага не пачкалась и имела глянец, окрашенную поверхность покрывают из пульверизатора тонким слоем клея: жидким казеиновым, разбавленным на 3/4 водой ПВА, 2—3%-ным раствором Na-КМЦ, БФ-2 или БФ-4 и т. п. В случае, если нанесенная на бумагу пленка из масляных красок долго не высыхает и пачкается, в флакончики с разведенной краской добавляют одну-две капли сиккатива.

Переплетные бумаги можно изготовить и методом трафаретной печати. Для этого нужны будут густотертые масляные (для живописи) или типографские краски, гуашь. Из красок для живописи необходимо удалить излишек сырого масла. Делают это следующим образом. Краску выдавливают на пористую чистую бумагу (газетную, ротаторную) и слегка разравнивают по ней. Через некоторое время часть масла впитывается в основу. Краску осторожно снимают шпателем или тонким ножом, чтобы не захватить волокон бумаги, переносят на чистый лист и выдерживают на нем еще некоторое время. В зависимости от консистенции состава и содержания масла эту операцию проводят 2—3 раза (отсутствие сплошного масляного пятна свидетельствует о готовности к использованию). Затем краску перекладывают в баночку с закрывающейся крышкой.

 

 

 

 

Рис. 81. Нанесение рисунка с помощью трафарета: а — раскатка краски валиком; б — прокатка трафарета валиком с краской; в — набивка рисунка через трафарет тампоном, кистью.
 

 



Из пленки (например, рентгеновской, с которой удален светочувствительный слой) вырезают трафарет орнамента. На стекло или пластмассовую, цинковую пластинку (рис. 81, а) наносят немного типографской или обезжиренной краски для живописи и раскатывают ее по поверхности резиновым валиком (если масляная краска сильно загустела, в нее добавляют несколько капель скипидара или уайт-спирита). Краска должна покрыть поверхность валика тонким ровным слоем. Затем берут трафарет, накладывают на бумагу и прокатывают по нему валиком (рис.81, б). Через отверстия в трафарете краска перейдет с валика на лист, а участки, прикрытые пленкой, останутся чистыми. Чередуя положение фигур на поверхности бумаги, создают задуманную композицию.

Орнамент через трафарет можно набить кистью или тампоном из поролона (рис. 81, в). В этом случае лучше использовать не масляную краску, а гуашь. Ее наносят на какую-нибудь пластинку, растирают и дают слегка подсохнуть. Затем набирают немного краски на кисть или тампон, чтобы они были полусухими, и набивают краску через трафарет на лист.

С помощью гравированного валика можно получить изображение бесконечно повторяющихся фигур или сетки. Для этих целей пригоден и обычный валик с намотанной и закрепленной на нем толстой нитью.

Чтобы воспроизвести на бумаге растительный орнамент, на лист какого-нибудь растения наносят краску валиком, окрашенной стороной прикладывают к бумаге и прокатывают через прокладку чистым валиком.

Декорировать бумагу можно и с помощью шпателей-гребенок, вырезанных из тонкой упругой резины. Используя флейц или поролоновый валик, лист бумаги загрунтовывают тонким слоем, например, светлой темперной краски и дают
ему хорошо высохнуть. После этого поверх сухого слоя наносят краску более темных тонов и сразу же проводят по ней шпателем-гребенкой: выступающие элементы инструмента будут снимать непросохший слой краски, обнажая более светлый грунт. Применяя шпатели-гребенки с различным сочетанием выступающих и углубленных элементов, а краски разных оттенков, получают очень интересные по расцветке и фактуре переплетные бумаги. Кроющие краски нужно наносить как можно более тонким слоем и закреплять их после высыхания одним из рассмотренных выше способов.

Нанесение рисунков или текста на сторонки и корешок переплетных крышек с разогретых печатных форм под давлением называется тиснением. Оно бывает бескрасочным или с применением специальной фольги, красок. Простейший вид отделки тиснением — штриховка, т. е. нанесение рубчика, рамки по периметру переплетной крышки, а также других оформительских элементов с помощью косточки, штриховок, накаток, штемпелей и т. п. (рис. 82). Отделка получится рельефнее, если работать слегка подогретым инструментом. Она лучше выделяется на крышках, оклеенных переплетными или текстильными тканями, однотонной бумагой. Сочетанием различных но толщине и контуру штрихов, орнаментов или других оформительских элементов можно придать переплетной крышке весьма привлекательный вид.
Чтобы получить цветной, например бронзовый или серебряный, штрих, участок с блинтовым тиснением промазывают (кисточкой) 10—15%-ным спиртовым раствором клея БФ-2, дают слегка подсохнуть (до «отлипа») и припудривают, используя ватный тампон, бронзовым или алюминиевым порошком. Когда клей окончательно просохнет, излишки порошка удаляют мягкой волосяной кистью (щеткой) и слегка полируют нанесенный слои гладильником, косточкой или иным предметом, имеющим гладкую поверхность.
 

 


Рис. 82. Штриховка рамки на переплетной крышке: а — при помощи косточки; 6 — штриховкой (филетой); в — вариант
оформления штрихами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..