НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ЛИТЕРАТУРА ПО ПЕРЕПЛЁТНОМУ ДЕЛУ

  Главная       Учебники - Полиграфия      Кружок переплетного дела (Мазок Н. Н.)

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ЛИТЕРАТУРА ПО ПЕРЕПЛЁТНОМУ ДЕЛУ

 


Большую помощь в усвоении основ переплетного дела учащимся могут оказать учебно-наглядные пособия: образцы деталей и макеты книги; плакаты с изображением элементов издания, приемов работы, видов шитья нитками; схемы, поясняющие технологию переплетного процесса, изготовления тех или иных изделий. Для создания плакатов и схем можно воспользоваться иллюстрациями из данного пособия, перерисовав их в увеличенном масштабе на листы чертежной бумаги или показав через диапроектор. Иллюстрации, относящиеся к той или иной теме, удобнее расположить на одном листе. К изготовлению таких плакатов можно привлечь кружковцев, умеющих рисовать, шефов или родительский актив.

В подсобном помещении или в той части общей комнаты для занятий, где готовят клеи, вывешивают плакаты с крупно написанными рецептами.

На стендах в комнате для занятий располагают макеты различных деталей книги: книжных блоков — сшитых на шнурах, тесьме, марле, скрепленных бесшвейным способом; форзацев разных конструкций; цельных и составных переплетных крышек. Лучше, если книжные блоки будут сделаны из чистой белой или светлых тонов бумаги. Отсутствие печатных элементов позволит сосредоточить внимание ребят на конструктивных особенностях блока. Макеты необходимо снабдить этикетками, напечатанными на машинке.

С помощью библиотеки, самих ребят и родителей можно собрать книги, имеющие различные переплетные крышки.

На задней стороне переплетной крышки следует наклеить этикетку, где указать особенности ее конструкции, например:

«Переплетная крышка составная с кантом, тканевым круглым корешком и сторонками, крытыми бумажной обложкой с покрывным целлюлозным (казеиновым и т. п.) слоем. Этот переплет
характерен для большинства учебников средней школы». Подобными этикетками снабжают и образцы форзацев.

Полезно также подготовить планшеты, на которые наклеить образцы полиграфических материалов: различных бумаг, картона, технических и текстильных тканей, синтетических и нетканых покрывных материалов, сопроводив их соответствующими надписями (например, «Переплетный коленкор», «Армированная бумага для переплетов», «Дук», «Бумага для печати типог-
рафская № 2», «Бумага конденсаторная» и т. п.).

Исходя из конкретных условий, можно сделать и другие наглядные пособия, например изготовить планшет, на котором последовательно, используя натуральные материалы, выклеить схему изготовления альбома. Важно к этой работе привлечь самих ребят. По мере освоения ими тех или иных операций (изготовления книжного блока, переплетной крышки, форзацев, альбома и т. д.) отдельные наиболее удачные образцы поделок желательно оставлять в качестве экспонатов, которые войдут в общий фонд учебно-наглядных пособий кружка;

Для успешной работы кружка руководителю и учащимся необходима литература. К сожалению, специально для детей книг по переплетному делу мало и их трудно найти.

Руководителю кружка можно рекомендовать следующие издания:

 

Березин Б. И. Полиграфические материалы: Словарь-справочник.— М.: Книга, 1978.

Биткова К. М., Кузнецова А. Д. Брошюровочно-переплетное производство.— М.: Книга, 1972.

Веселовская Э. Ж., Трубникова Г. Г. Технология брошюровочнопереплетных процессов: Кн. I. Брошюровочные процессы.— М.: Книга, 1966.

Мазок Н. Н. Книга должна жить долго: Как самому переплести и отреставрировать книгу.— М.: Книга, 1985.

Мазок Н. Н. Переплести книгу может каждый.—М.: Книга, 1980.

Цигельман Т. Е., Сидорова А. В., Таль Г. А. Справочник полиграфиста.— М.: Книга, 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..