ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ КРУЖКА ПЕРЕПЛЕТНОГО ДЕЛА

  Главная       Учебники - Полиграфия      Кружок переплетного дела (Мазок Н. Н.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КРУЖКЕ ПЕРЕПЛЕТНОГО ДЕЛА

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ КРУЖКА ПЕРЕПЛЕТНОГО ДЕЛА

Кружки переплетного дела целесообразно организовывать при школах, в Дворцах и Домах пионеров, детских и школьных библиотеках, профсоюзных клубах, домоуправлениях, в пионерских лагерях. К руководству кружками, помимо преподавателей и внешкольных работников, можно привлекать мастеров и инженерно-технический персонал полиграфических предприятий, работников отделов реставрации книг при библиотеках, переплетных мастерских, студентов, родителей.

У каждого учащегося, желающего записаться в кружок, следует выяснить его интересы, трудовые навыки и умения. В дальнейшем это поможет руководителю организовать занятия так, чтобы ребята лучше могли проявить свои способности в освоении процессов переплетного дела.

Кружки формируются с учетом возраста учащихся. В один кружок желательно записывать школьников IV—VI классов (по старой структуре школы), более старших ребят — в другой. Связано это с некоторым различием в организации и планировании учебного процесса в зависимости от возраста и развития ребят.

Учащиеся IV—VI классов приобретают навыки по хранению и сбережению книг, устранению незначительных повреждений учебников и других изданий, прокольному переплету газеты «Пионерская правда», простейшим способам переплета комплектов детских журналов и приложений к ним, а также по изготовлению некоторых беловых и картонажных изделий.

При организации учебного процесса в этом кружке следует уделить внимание и игровым элементам, например игре в библиотеку из собранных ребятами книг, изготовлению рукописных книжек-самоделок с рисунками самих школьников, различным викторинам и т. д.

Учащиеся старших классов в соответствии с их общеобразовательной подготовкой и приобретенными трудовыми навыками в состоянии более глубоко изучить основы переплетного дела и освоить практические навыки ручного переплета книг различных конструкций. Им посильны работы с применением большого набора инструментов и приспособлений, с использованием более широкого ассортимента материалов и клеев, а также работы, требующие проведения расчетов,, продумывания операций.
 

Изучение истории переплетного дела, ознакомление с образцами старых книг может натолкнуть их на создание интересных, оригинально оформленных переплетных изделий. В этом случае руководителю следует поощрять творческие поиски ребят, оказывать им квалифицированную помощь как советом, так и участием в самой работе.

Важное воспитательное значение для школьников любого возраста имеют экскурсии в музеи, на полиграфические предприятия и книжные выставки, в издательства, библиотеки и книгохранилища, встречи с ветеранами труда, полиграфистами, писателями, издательскими работниками, художниками-оформителями книг.

Например, посещая библиотеки и книгохранилища, в которых есть отделы реставрации или переплетные мастерские, ребята могут познакомиться с процессом восстановления книг, с организацией рабочего места и труда переплетчика, наконец, понять, что знания и навыки, приобретённые ими в кружке, имеют большое общественное значение. Освоив основы переплетного дела, школьники смогут оказать посильную помощь библиотекам в восстановлении их книжного фонда.

Для того чтобы ребята в кружке чувствовали себя полноправными членами коллектива, необходимо совместно с ними обсуждать и решать основные организационные вопросы. На первом же занятии следует познакомить учащихся с их правами и обязанностями, объяснить им, что работа в кружке строится на самоуправлении и самообслуживании. Для этого выбирается староста кружка, который следит за дисциплиной и выполнением правил внутреннего распорядка, выясняет причины отсутствия кружковцев, организует дежурства. Дежурные готовят помещение к очередному занятию, следят за порядком во время занятий, за чистотой рабочих мест, а по окончании работы убирают помещение, проверяют, правильно ли сложены инструменты и материалы. Руководителем кружка совместно с ребятами обсуждаются

вопросы подготовки и проведения выставок, встреч с работниками полиграфии и издательств, подводятся итоги проделанной общественно полезной работы. Это развивает в школьниках чувство ответственности за общее дело, способствует росту их творческой активности, самостоятельности.

Успех в работе кружка во многом будет зависеть от установления прочных связей с предприятиями, учреждениями. Шефствующие организации, родители учащихся в состоянии оказать значительную помощь в оснащении и оборудовании рабочего помещения, изготовлении инструментов и приспособлений, обеспечении необходимыми материалами.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..