ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В КРУЖКЕ ПЕРЕПЛЕТНОГО ДЕЛА
ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ КРУЖКА
ПЕРЕПЛЕТНОГО ДЕЛА
Кружки переплетного дела целесообразно организовывать при
школах, в Дворцах и Домах пионеров, детских и школьных
библиотеках, профсоюзных клубах, домоуправлениях, в пионерских
лагерях. К руководству кружками, помимо преподавателей и
внешкольных работников, можно привлекать мастеров и
инженерно-технический персонал полиграфических предприятий,
работников отделов реставрации книг при библиотеках, переплетных
мастерских, студентов, родителей.
У каждого учащегося, желающего записаться в кружок, следует
выяснить его интересы, трудовые навыки и умения. В дальнейшем
это поможет руководителю организовать занятия так, чтобы ребята
лучше могли проявить свои способности в освоении процессов
переплетного дела.
Кружки формируются с учетом возраста учащихся. В один кружок
желательно записывать школьников IV—VI классов (по старой
структуре школы), более старших ребят — в другой. Связано это с
некоторым различием в организации и планировании учебного
процесса в зависимости от возраста и развития ребят.
Учащиеся IV—VI классов приобретают навыки по хранению и
сбережению книг, устранению незначительных повреждений учебников
и других изданий, прокольному переплету газеты «Пионерская
правда», простейшим способам переплета комплектов детских
журналов и приложений к ним, а также по изготовлению некоторых
беловых и картонажных изделий.
При организации учебного процесса в этом кружке следует уделить
внимание и игровым элементам, например игре в библиотеку из
собранных ребятами книг, изготовлению рукописных
книжек-самоделок с рисунками самих школьников, различным
викторинам и т. д.
Учащиеся старших классов в соответствии с их общеобразовательной
подготовкой и приобретенными трудовыми навыками в состоянии
более глубоко изучить основы переплетного дела и освоить
практические навыки ручного переплета книг различных
конструкций. Им посильны работы с применением большого набора
инструментов и приспособлений, с использованием более широкого
ассортимента материалов и клеев, а также работы, требующие
проведения расчетов,, продумывания операций.
Изучение истории переплетного дела,
ознакомление с образцами старых книг может натолкнуть их на
создание интересных, оригинально оформленных переплетных
изделий. В этом случае руководителю следует поощрять творческие
поиски ребят, оказывать им квалифицированную помощь как советом,
так и участием в самой работе.
Важное воспитательное значение для школьников любого возраста
имеют экскурсии в музеи, на полиграфические предприятия и
книжные выставки, в издательства, библиотеки и книгохранилища,
встречи с ветеранами труда, полиграфистами, писателями,
издательскими работниками, художниками-оформителями книг.
Например, посещая библиотеки и книгохранилища, в которых есть
отделы реставрации или переплетные мастерские, ребята могут
познакомиться с процессом восстановления книг, с организацией
рабочего места и труда переплетчика, наконец, понять, что знания
и навыки, приобретённые ими в кружке, имеют большое общественное
значение. Освоив основы переплетного дела, школьники смогут
оказать посильную помощь библиотекам в восстановлении их
книжного фонда.
Для того чтобы ребята в кружке чувствовали себя полноправными
членами коллектива, необходимо совместно с ними обсуждать и
решать основные организационные вопросы. На первом же занятии
следует познакомить учащихся с их правами и обязанностями,
объяснить им, что работа в кружке строится на самоуправлении и
самообслуживании. Для этого выбирается староста кружка, который
следит за дисциплиной и выполнением правил внутреннего
распорядка, выясняет причины отсутствия кружковцев, организует
дежурства. Дежурные готовят помещение к очередному занятию,
следят за порядком во время занятий, за чистотой рабочих мест, а
по окончании работы убирают помещение, проверяют, правильно ли
сложены инструменты и материалы. Руководителем кружка совместно
с ребятами обсуждаются
вопросы подготовки и проведения выставок, встреч с работниками
полиграфии и издательств, подводятся итоги проделанной
общественно полезной работы. Это развивает в школьниках чувство
ответственности за общее дело, способствует росту их творческой
активности, самостоятельности.
Успех в работе кружка во многом будет зависеть от установления
прочных связей с предприятиями, учреждениями. Шефствующие
организации, родители учащихся в состоянии оказать значительную
помощь в оснащении и оборудовании рабочего помещения,
изготовлении инструментов и приспособлений, обеспечении
необходимыми материалами.
|