Занятие в детском саде. Дидактическое упражнение «Что это?».
Чтение детям рассказа «Уточки»
К- Д- Ушинского
Цель: учить детей различать у растений ствол, стебель, ветки, листья,
цветы; активизировать эти слова в речи; закрепить представления детей о
повадках домашних птиц (уток).
Ход занятия
На столе воспитателя комнатное растение, имеющее ствол, например герань,
2—3 цветка в вазе (одуванчик, нарцисс, тюльпан). Рядом с растениями
игрушка — утенок Кряк. На мольберте— крупная картинка с изображением
дерева (дуб, береза).
Воспитатель просит детей сказать, что они видят на столе, на мольберте.
Уточняет их ответы. «Кряк пришел,— поясняет педагог,— поиграть с вами и
загадать вам загадки».
«Я знаю, кряк-кряк-кряк, много интересных слов,— говорит утенок.—
Например, ствол... ветки... стебель... листья... А вы знаете, слышали
эти слова?»
Кряк называет комнатное растение, стоящее на столе, просит детей помочь
ему назвать цветы в вазе. «Вот дерево, вот комнатное растение (называет
его), а где ствол?» — спрашивает Кряк у малышей.
Воспитатель вызывает ребенка показать ствол дерева, ствол растения.
Утенок оценивает ответ: «Прравильно (неправильно), кряк-кряк-кряк».
Затем дети показывают стебель, листья, цветы, ветки.
Задания повторяются, но дети должны находить и показывать ствол
(стебель, ветки и пр.) уже на другом растении.
Воспитатель, завершая эту часть занятия, напоминает: «Ствол
бывает у дерева, у некоторых комнатных растений,
например у герани. Стебель есть у полевых и луговых цветов, есть и у
садовых». Кряк благодарит детей за активность и предлагает послушать его
любимый рассказ «Уточки».
Воспитатель дважды читает текст. С участием детей снова читает отрывок,
в котором Вася зовет-скликает уточек.
В заключение проводится игра. Девочки изображают уточек, которые
плавают, ныряют, добывая со дна вкусную тину и жирных червячков
(закрепляются умения, полученные ранее). Мальчики помогают воспитателю
звать уточек. Те возвращаются домой, переваливаясь с боку на бок. Затем
уточек изображают мальчики, а девочки зовут их. И наконец, уточек
изображают все дети, а зовет их воспитатель, которому помогает самый
инициативный и хорошо запоминающий информацию ребенок.