Занятие в детском саде. Звуковая культура речи (звук д)
Чтение детям русской народной потешки «Сорока, сорока...»
Цель: упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звука д в
звукоподражаниях и словах; способствовать воспитанию интонационной
выразительности речи; упражнять в употреблении глагола хотеть в
правильной форме; повторить стихотворение «Обновки» П. Воронько; учить
декламировать стихотворение четко, не напрягая голоса.
Ход занятия
Дети усаживаются полукругом. Воспитатель приносит знакомую им куклу —
малышку Аленушку. «Алена подросла, научилась говорить некоторые слова,—
поясняет он.— Хотите убедиться в этом?» Добивается, чтобы дети ответили
хотим.
Воспитатель передает Аленушку ребенку, а сам показывает кукле
погремушку. «Дай-дай-дай!» — требует Алена (за куклу говорит ребенок,
который ее держит). Упражнение повторяется 7—8 раз. Затем его усложняют.
Один из детей получает Алену, которая «держит» дудочку. Второй ребенок,
подойдя к ним, просит:
— Дай мне дудочку, Аленушка.
— Не дам, не дам!
— Почему?
— Сломалась, не гудит.
Дети гудят, подражая дудочке: ду-дуу, ду-дууу. (Упражнение повторяется
2—3 раза.)
«Алена устала, ей пора спать,— говорит воспитатель.— Чтобы она быстрее
уснула, надо негромко спеть вот какую песенку:
Кто к нам утром подойдет.
Нашу детку обоймет? (Повторяет 2—3 раза.)
А-а-а-а?!»
(Литовская народная песенка.
С помощью фланелеграфа воспитатель показывает
картинку, на которой изображена сосна с дуплом, рассказывает:
В сосне дупло,
В дупле — тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
(А. Прокофьев. А кто в дупле?)
Педагог повторяет начало стихотворения, дети договаривают две последние
строчки. Затем воспитатель достает игрушку — дятла и спрашивает: «Может
ты, дятел?» (Дети повторяют вопрос.)
— Нет,— отвечает дятел и «улетает».
Появляется мишка.
— Может ты, медведь?
— Нет.
— Так кто же в дупле живет в тепле?
— Я,— говорит белочка, появляясь перед детьми.
Воспитатель приглашает белочку послушать про сороку. Читает потешку,
повторяет ее. Затем проводит игру-драматизацию: раздает малышам
угощение, а они произносят текст потешки. Игра повторяется 2—3 раза.