Занятие в детском саде. Ознакомление с материалами (дерево, резина).
Звуковая культура речи
Цель: ознакомить детей с некоторыми свойствами дерева и резины;
активизировать в их речи слова дерево, деревянный, резина, резиновый;
упражнять в четком и правильном произношении звукоподражаний и слов со
звуком н; закрепить произношение звука н во фразовой речи.
Ход занятия
Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком -— деревянный кубик
(кирпичик) и резиновый мяч. Воспитатель просит назвать лежащие перед
детьми предметы. Интересуется, из чего они сделаны. Уточняет и обобщает
ответы: кубы и кирпичики сделаны из дерева, они деревянные; мячи — из
резины, резиновые. Спрашивает названия материалов и качеств у нескольких
детей. Предлагает ощупать оба предмета и определить, какие они (кубики и
кирпичики твердые, мячи мягкие).
«Если нажать на мяч ладонью,— рассказывает и показывает педагог,— он
сплющится, но затем тут же приобретет первоначальную круглую форму». По
приглашению воспитателя дети пробуют сплющить мяч и «распрямить» его,
рассказывают, что у них получилось. Педагог показывает, как мяч
подпрыгивает от удара об пол, объясняет: «Мяч упругий, поэтому и
подпрыгивает так высоко». Воспитатель бросает на пол деревянный предмет.
Дети отмечают, что он не подпрыгивает, не упругий.
Далее педагог предлагает послушать, как звучат деревянные предметы, и
ударяет по кубу карандашом, затем ударяет карандашом по мячу... Ставит
на стол по два предмета из дерева и резины. Ребенок, приглашенный к
столу, называет один из предметов и на ощупь определяет, из какого
материала он сделан. Вое* питатель побуждает детей использовать как
названия материалов, так и названия качеств (деревянный, резиновый).
Воспитатель показывает куклу, говорит, что, если ее «завести» ключиком,
кукла назовет свое имя. «Заводит» куклу, та произносит: «Н-и-на».
Далее проводится игра «Заводные игрушки». «Сейчас я заведу куклу в
розовом платье,— говорит педагог.— Она будет звать свою няню: ня-ня.
Послушайте». Заводит ключом ребен-ка-куклу. Игра повторяется 8—10 раз. В
процессе игры дети называют имена своих друзей или близких (Нина, Надя,
Никита, Николай и т. п.).
Воспитатель показывает на фланелеграфе сову и
маленького мышонка. Рассказывает, что мышонок вышел погулять, а сова
вылетела на охоту. И вот она заметила мышонка.
«А сова все ближе-ближе,
А сова все ниже-ниже,—
декламирует педагог и зовет: «Мышонок, в норку, скорее в норку!» Дети
произносят рифмовку хором, кто-нибудь один кричит мышонку: «В норку
беги, мышонок!» Игра повторяется 2—3 раза.
В заключение воспитатель показывает детям какой-либо предмет, например
катушку ниток, и спрашивает: «Это цветок? («Нет».) Это листок? («Нет».)
Это едят? («Нет».) Что же это?» («Нитки».)
Затем он показывает мяч: «Это растет? («Нет».) И не-цветет? («Нет».)
Жарить его нельзя? («Нельзя».) А утопить? («Нельзя».) Что же это такое?»
(«Мяч резиновый».)