Занятие в детском саде. Рассказывание детям русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Цель: учить детей внимательно слушать сказку; вызвать эмоциональный
отклик на услышанное.
Ход занятия
Воспитатель не торопясь читает сказку. Так как сказка длинная и дети
устают, целесообразно провести потом игру. «Я буду лисой,— говорит
педагог.— А вы будете сначала собачками, которые лаяли на лису, выгоняя
ее из заюшкиной избушки («Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!»), затем серыми
волками («Уыыы! Ступай, лиса, вон!») и, наконец, медведями».
Лиса всякий раз отвечает:
Как выскочу,
Как выпрыгну —
Пойдут клочки По заулочкам!
Педагог напоминает, что кричал петушок, подходя к избушке.
Занятие № 56
Занятие в детском саде. Звуковая культура речи (звуки т, п, к)
Цель: подготовить артикуляционный аппарат детей к произ-
ношению звука m; учить детей отчетливо произносить
звукоподражания со звуками т, п, к; закрепить произношение звука т в
словах и фразовой речи; способствовать формированию темпа речи, упражняя
детей в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью;
учить действовать в воображаемой ситуации; поупражнять в правильном
употреблении существительных, обозначающих детенышей животных.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям, что Язычок очень любопытен и то и дело
выглядывает из домика (показывает), а зубы иногда не позволяют Язычку
выглядывать и делают заборчик (показ: зубы сомкнуты, обнажены). «Хочу
посмотреть,—-продолжает педагог,— умеют ли ваши зубы делать высокие
заборчики». После выполнения упражнения дает детям возможность
отдохнуть. Еще раз просит сделать заборчики, а затем разомкнуть зубы и
позволить выглянуть Язычку.
«Мой Язычок,— говорит воспитатель,— умеет петь новую песенку.
Послушайте: т-т-т». Дети поют песенку все вместе и по одному (2—3
ребенка).
Далее педагог предлагает проговаривать звук т вслед за ударами бубна
(удар — т, удар — m и т.д.), после чего, ориентируясь на силу удара,
дети произносят т то громче, то тише.
«Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ»,— рассказывает педагог и
спрашивает, как шли большие ноги.
«Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ (произносится быстрее и
тише).
Большие ноги шли по дороге: тупы-туп, тупы-туп...
Маленькие ножки бежали по дорожке: туп-туп, туп-туп...
Большие часы стучали: тик-так, тик-так...
Маленькие часики бежали: так-так, так-так...»
Воспитатель показывает детям щенка Тяпу и медвежонка Топа.
Дети повторяют их имена: Тяпа, Топ.
Щенок и медвежонок сидят за столом.
«Тяпа и Топ
Сварили компот,
— говорит воспитатель,— что они сделали? (Дети дважды повторяют
рифмовку.)
Сами едят
И вас угостят. Хотите компоту?»
(Добивается ответа хотим.)
Педагог наливает в кукольные чашки из большого кувшина компот. Угощает
четырех-пятерых детей. Они «пьют» компот, благодарят Тяпу и Топа за
угощение: «Спасибо, Тяпа и Топ. Очень вкусный компот». Остальных
воспитатель обещает угостить компотом после занятия.
«Тяпа уснул,— говорит воспитатель,— Топ сидел
рядом, охранял его сон. А в то время мимо бежали... (показ картинки на
фланелеграфе) («Жеребята»), И громко ржали. Как? (И-и-и.)
«Тихо, тихо, не шумите.
Проходите, проходите»,
— говорит жеребятам Топ, а вместе с ним и дети.
Потом мимо Топа с Тяпой проходят телята (или козлята). Дети и их просят
не шуметь.
Далее воспитатель предлагает детям представить, что все они решили жить
в теремке. И в теремок будут впускать лишь тех, кто об этом попросит.
Вызывает ребенка, вручает ему двух телят (игрушки или картинки).
Тук-тук-тук — стучится ребенок. «Кто там?»— спрашивают малыши хором.—
«Это мы, телята, пустите в теремок». Дети отпирают теремок, впускают
гостей. Вслед за телятами стучатся тигрята, жеребята, Топ с Тяпой.