Занятие в детском саде. Упражнение на совершенствование понимания
речи
Чтение детям
английской народной песенки «Перчатки» (пер. с английского С. Маршака)
Цель: учить детей понимать речь окружающих,
выполнять различные словесные поручения; тренировать произвольное
внимание и память; упражнять в различении цвета предмета и его размера
(большой — маленький); помочь детям понять и полюбить стихотворение;
учить читать стихи выразительно (передавать волнение котят, их радость и
т. п.).
Ход занятия
Часть 1-я. На фланелеграфе четыре котенка: два черных (большой и
маленький), два белых (большой и маленький). Поодаль четыре перчатки:
две синие (большая и маленькая) и две зеленые (большая и маленькая).
(Синие и зеленые цвета дети путают чаще всего.)
— Вот эти котята,— говорит педагог,— попросили меня связать перчатки. Я
связала перчатки. Вот они! Перчатки какие?
— Синие. Зеленые. Большие. Маленькие.
— А котята какие?
— Черные. Белые. Большие. Маленькие.
— Помогите мне раздать котятам перчатки: большую синюю перчатку просит
черный маленький котенок, маленькую зеленую — белый маленький котенок,
маленькую синюю — большой белый котенок, большую зеленую — большой
черный котенок.
Инструкция повторяется еще раз. Если ребенок выполняет задание
неправильно, котенок «отказывается» от перчатки.
Часть 2-я. Воспитатель прячет котят и перчатки. Рассказывает: «Надели
котята перчатки, побежали гулять. Заигрались и где-то оставили перчатки.
Хотите знать, что было дальше?»
Читает стихотворение. Оно нравится детям. Малыши охотно отвечают на
вопросы воспитателя, читают по его заданию отдельные строчки. Педагог
отрабатывает с ними интонационную выразительность речи.
Замятие № 36
Занятие в детском саде. Игра-инсценировка «Комната куклы Кати». Дидактическая игра «Чего не
стало?»
Цель: помочь детям запомнить названия некоторых предметов мебели и их
деталей (спинка, сиденье, ножки, полки); обратить их внимание на
сходство ряда предметов (стул — кресло — табурет и т. д.); учить
правильно согласовывать слова в предложении (убрали большое кресло; не
стало большого кресла).
Ход занятия
Перед детьми на столе воспитателя комната куклы Кати. В ней — шкаф для
белья, стол и два стула. Дети называют предметы мебели. Катя открывает
шкаф, показывает полки. На них лежат вещи. Дети отмечают: много полок.
«Катя,— рассказывает воспитатель,— купила новую мебель. Если хотите, она
покажет свои покупки. А мы посоветуем ей, где
что удобнее поставить». Он достает из коробки, дает
детям рассмотреть и затем расставляет кровать и диван, стул, два кресла,
табурет. Дети повторяют вслед за педагогом и называют самостоятельно
детали (части) предметов.
Посмотреть Катину комнату приходит медвежонок. Дети перечисляют мебель,
стоящую в комнате. Воспитатель побуждает их использовать в речи слово
мебель (у Кати новая мебель и т. п.).
Мишка пытается запомнить названия предметов мебели, но путает кресло со
стулом, диван с кроватью.
Катя просит детей помочь медвежонку. «Вы поиграйте в игру «Чего не
стало?»,— советует она,— и мишенька запомнит, что как называется».
Педагог переносит на второй стол кукольные стул, два кресла (они должны
отличаться по размеру или цвету), табурет. Просит детей зажмурить глаза
и прячет вещь. Дети угадывают:
— Не стало большого кресла.
— Спрятали табуретку.
После двух-трех раз воспитатель заменяет табурет и стул кроватью и
диваном, и игра повторяется еще 2—3 раза.
В оставшееся время воспитатель напоминает детям знакомые им программные
стихи: «Солнышко-ведрышко»; «Лошадка», «Флажок» А. Барто; «Ветер по морю
гуляет» А. Пушкина. Просит двоих-троих детей прочесть стихи в подарок
кукле Кате. Дети хлопают чтецу, а кукла благодарит его за необычный
подарок: «Спасибо, Дима. Мне очень понравилось твое стихотворение».