Занятие в детском саде. Дидактические игры «Угадай, кто это?», «Что изменилось?»
Дидактическое упражнение «Пароход»
Цель: учить детей различать и называть гуся, утку, курицу (игрушки и
картинки); упражнять в четком произношении звукоподражательных слов,
звука ы (изолированного и в словах); воспитывать пространственные
представления, умение употреблять в речи наречия и предлоги.
Ход занятия
На столе воспитателя — медвежонок. Он заглядывает в коробку, спрашивает:
«Что там?»
«Игрушки,— отвечает воспитатель.— Сейчас я покажу их детям, а они
назовут их». Достает курицу, гуся, утку. Дети называют птиц.
«Это утка?» — спрашивает медвежонок, указывая на
гуся. «Нет, это гусь,— поясняет педагог. — Видишь, он белый, с красным
клювом, у него длинная шея. Чтобы ты научился различать птиц, я попрошу
детей еще раз назвать их». Воспитатель просит малышей не только называть
птицу, но и описывать, как она выглядит. Дает образец высказывания:
«Это, мишенька, утка. У нее клюв толстый, как лопата, ноги короткие,
лапы с перепонками. Это курочка. Клюв у нее маленький, ножки длинные и
тонкие, на лапах коготки» и т. д. Если ребенок отвечает правильно, птица
одобряет его ответ (гусь гогочет, утка крякает, курица кудахчет: «Кудах!
Молодец, малыш!»).
Далее проводится дидактическая игра «Что изменилось?». На фланелеграфе
6—7 картинок с изображением гусей, уток и кур. По сигналу педагога дети
зажмуривают глаза, затем открывают и говорят, что изменилось (нет гуся,
не стало утки, не стало одной курицы и одного гуся). Далее воспитатель
меняет расположение фигур так, чтобы в своих ответах дети использовали
наречия и предлоги («Птицы встали в круг, а в центре круга — большой и
важный гусь»; «Наверху гуси, посередине куры, внизу утки»; «Птицы идут
друг за другом: впереди гуси, за гусями утки, а позади всех куры.
Отстали»).
«Что это куры отстали? — размышляет воспитатель.— Ведь птицы решили
пойти на речку поплавать и понырять».— «Куры не пойдут на речку, они не
умеют плавать»,— отвечают дети, вспомнив сказку В. Сутеева «Цыпленок и
Утенок».
Воспитатель убирает кур. Рассказывает: «Пришли гуси и утки к воде, а
спуститься боятся. На воде стоит большой пароход (показывает). Пароход
стоит, гудит: ы-ы-ы-ы-ы. Как он гудит? «Ы-ы-ы — дым идет из трубы»,—
гудит пароход (дети повторяют чистоговорку 2—3 раза; надо следить, чтобы
они не забывали проговаривать звук ы). «Дым идет из трубы — ы-ы-ы-ы.
Уплываю!»— в последний раз прокричал пароход и уплыл. А утки и гуси
долго ему вслед смотрели, переговаривались: «Га-га-га, очень велик!
Кряк-кряк-кряк, очень красив!» Дети воспроизводят «реплики» гусей и
уток, подражая интонациям воспитателя.