ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

  Главная      Учебники - Педагогика     Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада (Гербова В.В.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

К концу пребывания во второй младшей группе дошкольники должны знать не менее 12 стихотворений. Программные стихи невелики по объему и легко запоминаются детьми. Исключение составляет только потешка «Солнышко-ведрышко», с которой детей знакомят в начале года. Она не запоминается сразу, как другие стихотворения. Поэтому желательно, чтобы воспитатель рассказывал ее детям неоднократно: во время одевания на прогулку, на участке (особенно в пасмурные дни) и т. п. Запомнив потешку, дети читают ее самостоятельно.

При заучивании стихотворений следует показывать детям предметы, игрушки, о которых в них говорится (лошадку, медвежонка с забинтованной лапой, флажок и др.). В одних случаях игрушка может использоваться как объект инсценировки. Так, воспитатель читает стихотворение «Лошадка» А. Барто и при

 

этом «причесывает лошадке шерстку гладко», «гребешком приглаживает хвостик». Затем 2—3 раза он повторяет текст при участии детей. В других случаях демонстрируемая игрушка (картина) побуждает детей к высказываниям, которые воспитатель обобщает строчками стихотворения, и малыши, повторив их, без труда запоминают. Например, перед детьми медвежонок с забинтованной лапой. «Заболел? Почему лапа завязана?» — волнуются они. «Уронили мишку на пол...»,— цитирует воспитатель. И спрашивает: «Поняли, что произошло?» Трое-четверо детей рассказывают о случившемся (повторяют фразу «Уронили мишку...»).

Чтобы ребенок запомнил стихотворение (часть его), необходимо неоднократное повторение. Оно быстро надоедает детям, поэтому нужно находить значимые для малышей мотивировки. Например, педагог читает: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет...» В это время один из детей изображает кораблик, плывущий под парусом (используется яркий однотонный головной платок). Воспитатель дочитывает стихотворение, а малыш «доплывает» до кого-либо из детей и «опускает парус» (отдает сверстнику платок), приглашая его изображать кораблик. Воспитатель повторяет стихотворение или поручает это сделать ребенку.

Как правило, детям больше нравится наблюдать и слушать. Поэтому, чтобы побудить ребенка к самостоятельному чтению, целесообразно также предусмотреть игровую мотивацию. Так, 2—3 раза повторив с детьми стихотворение «Лошадка» А. Барто, воспитатель вызывает ребенка, смелого и хорошо запоминающего стихи. Предлагает прочесть стихотворение, а затем разрешает сесть на лошадку (игрушка-качалка) и покататься на ней. В это время остальные дети могут цокать, «как лошадки». Самостоятельно прочитав стихотворение «Флажок» О. Высотской, малыш получает флажок и марширует с ним, а дети, подражая барабанной дроби, декламируют: трам-пам-пам, трам-пам-пам.

В конце занятия не следует вызывать для чтения наизусть многих детей. Если стихотворение небольшое, легко читается и сопровождается игровыми действиями, можно спросить четверых. В остальных случаях достаточно того, чтобы стихотворение прочли
1—2 ребенка.

Вне занятий надо чаще напоминать детям выученные стихи, поощрять их попытки прочесть стихотворение воспитателю, сверстникам. На утреннике одно и то же программное стихотворение могут читать 2—3 ребенка. Слушателей и исполнителей это не смущает, главное для них — участие в празднике.

Итоговые занятия по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы проводятся в форме литературных викторин. С помощью самых разнообразных приемов, употребляемых в самых различных сочетаниях (узнай книгу по обложке, картинке, по инсценируемому отрывку и т. п.), воспитатель повторяет с детьми пройденный материал и проверяет, как он освоен. Итоговые занятия проводятся раз в квартал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..