ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ
МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА
К концу пребывания во второй младшей группе дошкольники должны знать не
менее 12 стихотворений. Программные стихи невелики по объему и легко
запоминаются детьми. Исключение составляет только потешка
«Солнышко-ведрышко», с которой детей знакомят в начале года. Она не
запоминается сразу, как другие стихотворения. Поэтому желательно, чтобы
воспитатель рассказывал ее детям неоднократно: во время одевания на
прогулку, на участке (особенно в пасмурные дни) и т. п. Запомнив потешку,
дети читают ее самостоятельно.
При заучивании стихотворений следует показывать детям предметы, игрушки,
о которых в них говорится (лошадку, медвежонка с забинтованной лапой,
флажок и др.). В одних случаях игрушка может использоваться как объект
инсценировки. Так, воспитатель читает стихотворение «Лошадка» А. Барто и
при
этом «причесывает лошадке шерстку гладко»,
«гребешком приглаживает хвостик». Затем 2—3 раза он повторяет текст при
участии детей. В других случаях демонстрируемая игрушка (картина)
побуждает детей к высказываниям, которые воспитатель обобщает строчками
стихотворения, и малыши, повторив их, без труда запоминают. Например,
перед детьми медвежонок с забинтованной лапой. «Заболел? Почему лапа
завязана?» — волнуются они. «Уронили мишку на пол...»,— цитирует
воспитатель. И спрашивает: «Поняли, что произошло?» Трое-четверо детей
рассказывают о случившемся (повторяют фразу «Уронили мишку...»).
Чтобы ребенок запомнил стихотворение (часть его), необходимо
неоднократное повторение. Оно быстро надоедает детям, поэтому нужно
находить значимые для малышей мотивировки. Например, педагог читает:
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет...» В это время один из детей
изображает кораблик, плывущий под парусом (используется яркий однотонный
головной платок). Воспитатель дочитывает стихотворение, а малыш
«доплывает» до кого-либо из детей и «опускает парус» (отдает сверстнику
платок), приглашая его изображать кораблик. Воспитатель повторяет
стихотворение или поручает это сделать ребенку.
Как правило, детям больше нравится наблюдать и слушать. Поэтому, чтобы
побудить ребенка к самостоятельному чтению, целесообразно также
предусмотреть игровую мотивацию. Так, 2—3 раза повторив с детьми
стихотворение «Лошадка» А. Барто, воспитатель вызывает ребенка, смелого
и хорошо запоминающего стихи. Предлагает прочесть стихотворение, а затем
разрешает сесть на лошадку (игрушка-качалка) и покататься на ней. В это
время остальные дети могут цокать, «как лошадки». Самостоятельно
прочитав стихотворение «Флажок» О. Высотской, малыш получает флажок и
марширует с ним, а дети, подражая барабанной дроби, декламируют:
трам-пам-пам, трам-пам-пам.
В конце занятия не следует вызывать для чтения наизусть многих детей.
Если стихотворение небольшое, легко читается и сопровождается игровыми
действиями, можно спросить четверых. В остальных случаях достаточно
того, чтобы стихотворение прочли
1—2 ребенка.
Вне занятий надо чаще напоминать детям выученные стихи, поощрять их
попытки прочесть стихотворение воспитателю, сверстникам. На утреннике
одно и то же программное стихотворение могут читать 2—3 ребенка.
Слушателей и исполнителей это не смущает, главное для них — участие в
празднике.
Итоговые занятия по ознакомлению детей с произведениями художественной
литературы проводятся в форме литературных викторин. С помощью самых
разнообразных приемов, употребляемых в самых различных сочетаниях (узнай
книгу по обложке, картинке, по инсценируемому отрывку и т. п.),
воспитатель повторяет с детьми пройденный материал и проверяет, как он
освоен. Итоговые занятия проводятся раз в квартал.