РАССКАЗЫВАНИЕ И ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

  Главная      Учебники - Педагогика     Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада (Гербова В.В.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

РАССКАЗЫВАНИЕ И ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

Рассказыванию народных сказок отводится 2—3 занятия в квартал, чтению — 1—2 занятия в месяц. Занятие по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы требуют от педагога тщательной подготовки к ним. Предварительное знакомство воспитателя со сказкой (рассказом) предполагает всесторонний ее анализ. Условно можно выделить два направления анализа:

1) содержательно-методический. Педагог должен определить, что ребенок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы малыш понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками;

2) языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых обогатит речь детей образцами языка художественной литературы, будет способствовать тому, чтобы они (образцы) стали достоянием собственной речи ребенка.

 

Работа воспитателя, обеспечивающая полноценное восприятие и запоминание ребенком художественного произведения, предполагает несколько этапов: подготовка к занятию, начало занятия, чтение произведения (рассказывание сказки) и беседа по его содержанию, заключительная часть занятия. Остановимся на характеристике каждого этапа.

 



Подготовка к занятию. На знакомство с любым произведением (большим по объему и небольшим, очень трудным для восприятия и менее трудным) отводится одно занятие, на котором воспитатель должен помочь малышам понять произведение, полюбить его, запомнить некоторые диалоги, отдельные фразы, сравнения.

Зачины, повторы, песенки — непременные элементы большинства народных сказок — целесообразно запомнить с детьми заранее. Тогда и сказка воспринимается ими более живо, как нечто уже знакомое. Предварительная работа способствует тому, что на занятиях ребенок эмоциональнее реагирует на события, описанные в произведении, охотнее участвует в инсценировании и драматизации отрывков, старается не только подражать интонациям воспитателя, но и проявляет элементы творчества, что очень важно.

 

 



Начало занятия. Известно, что использование разнообразных наглядных средств помогает сконцентрировать внимание детей, быстрее включить их в активную работу. Вот почему занятия с младшими дошкольниками часто начинают с показа игрушек, предметов, картинок.

Показ игрушек и предметов помогает ребенку запомнить действующих лиц. Например, перед чтением «Сказки об умном мышонке» С. Маршака организуется дидактическая игра «Кто охотился за мышонком?», с помощью которой дети запоминают животных и птиц — врагов мышей: кошку, хорька, ежа, сову.

Игра проводится так. Три-четыре ребенка рассаживаются вблизи фланелеграфа — это лягушки. Воспитатель по одной выкладывает картинки с изображением совы и других персонажей сказки. Всякий раз, достав картинку, педагог дает словесное описание животного или птицы, например: «Вся рябая, хвост крючком, перья пестрые торчком» (сова). Если дети отгадают, кто это, он прикрепляет картинку на фланелеграф рядом с изображением мышонка. Лягушки кричат: «Караул! Беда! Ква-ква!»

В тех случаях, когда показ игрушек или предметов перед чтением (рассказыванием) произведения нецелесообразен, детям сообщают, что сегодня (сейчас) им прочтут новую интересную сказку (рассказ). Называть жанр произведения обязательно.

 

Чтение (рассказывание) произведения и беседа по его содержанию. Народные сказки детям рассказывают, так как младшие дошкольники непосредственный рассказ воспринимают лучше, чем чтение.

Большинство произведшей, рекомендованных программой, имеет стихотворную форму, поэтому такие стихотворения и сказки,

как «Машенька» А. Барто, «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» С. Маршака, «Цыпленок» К- Чуковского, целесообразно не просто читать, а инсценировать с помощью игрушек или картинок (используя, например, фланеле-граф). Если детей знакомят с новым произведением путем инсценировки, то заканчивать занятие следует чтением без наглядного сопровождения.

Инсценировать произведение для воспитателя гораздо труднее, чем читать: надо знать текст наизусть. Желательно также знать наизусть сказки и такие небольшие по объему стихотворения, как «Аленушка» Е. Благининой, английская песенка «Перчатки» в переводе С. Маршака. Из других произведений педагогу необходимо знать на память отрывки, которые позже он будет читать на литературных викторинах.

После того как детей познакомят с произведением, проводится беседа по прочитанному. Вопросы воспитателя должны быть направлены на то, чтобы выяснить, как малыши поняли произведение, запомнили последовательность событий и их взаимосвязь; как содержание прочитанного связывается с личным опытом ребенка. Некоторые методисты советуют задавать вопросы, помогающие детям почувствовать поэтичность, образность сказки, стихотворения и т. д. Вопросов может быть 2—3, а иногда пять и более.

Опыт показал, что эта часть занятия самая трудная и нередко проходит неудачно. Главным образом это объясняется тем, что вопросы педагога бывают или очень конкретны (дети называют героев, перечисляют события) и ребенок быстро теряет к ним интерес, или сложны для младших дошкольников. Крайне осторожно надо относиться к вопросам, связанным с личным опытом ребенка. Зачастую такие вопросы, по сути мало связанные с содержанием произведения, отвлекают от него, уводят в сторону. К тому же маленьким детям свойственно во время беседы прерывать воспитателя репликами типа «и у меня есть мяч», «а мне тоже купили...», «и я ходил» и т. д. Педагогу это очень мешает вести занятие. В таких случаях надо остановить ребенка, переключить его внимание. Если этого не сделать своевременно, к малышу присоединятся все остальные. Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и, главное, направить его мысли по нужному руслу.

Рассказав сказку, прочитав стихотворение, воспитатель задает вопрос, ставший традиционным в беседах по прочитанному: «Как называется сказка (рассказ, стихотворение), которую я вам рассказала?» Сам вопрос закономерен и должен иметь место на занятии. Но воспитателю нужно помнить, что маленький ребенок не всегда может дать точный ответ. Нормой для этого возраста являются такие ответы: «Рассказали сказку про петушка и еще про лисичку; про медведя и Машу» и т. п. Педагогу следует одобрить подобный ответ и тотчас же произнести название произведения.

Опыт свидетельствует, что в начале года, прежде чем задавать

детям вопрос, нужно напомнить им соответствующий отрывок из сказки (рассказа) посредством демонстрации предметов, игрушек, картинок, иллюстраций. С помощью наглядного материала отрывок может быть и инсценирован или драматизирован. Таким способом легче достигается решение ведущей задачи беседы: помочь детям глубже осознать и прочувствовать события (а в инсценировках и драматизациях малыши ведь активные участники!), повторить отрывки, наиболее яркие и значимые в информативном и языковом отношениях. Поскольку инсценирование или драматизация отрывка повторяется 2—3 раза, то вопросов должно быть не более одного-двух.

В конце второго, в третьем квартале чаще задаются вопросы без предварительного напоминания детям события, подсказывающего ответ. К сказке таких вопросов уже может быть 2—3, к произведениям в стихах — 1—2.

 



Заключительная часть занятия
. Приемлемы самые разные варианты: прослушивание концовки сказки в записи, инсценировка отрывков из произведения, подвижная игра, рассматривание картинок и иллюстраций к сказке. Как правило, эмоциональный настрой занятия, наличие игрушек, драматизация способствуют тому, что дети продолжают играть в произведение после занятий. Поэтому воспитатель должен предусмотреть специальное время, необходимое для развития самостоятельной словесно-художественной деятельности, сам принять участие в игре; не следует также торопить детей заканчивать игру.

В течение года дети не раз возвращаются к произведению. На занятиях малышам напоминают отрывки из него, предлагают вспомнить название. Вне занятий организуются игры по мотивам произведения. Дети слушают знакомую сказку в записи (пластинка, магнитофонная пленка). Наблюдения показали, что младшим дошкольникам сложно прослушивать в записи сказку целиком, поэтому лучше давать 1—2 отрывка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..