ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРУ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

  Главная      Учебники - Педагогика     Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада (Гербова В.В.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 



ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРУ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА



Специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи проводятся 1—2 раза в месяц. Дополнительно, также 1—2 раза в месяц, планируются игры и упражнения, являющиеся составной частью занятий по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы, по формированию словаря и др.

В данной возрастной группе с детьми отрабатывают четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения. Работа проводится в опреде-ленной последовательности, т. е. последовательно осваиваются родственные группы звуков. Так, осваивая согласные, дети учатся произносить вначале губно-губные звуки (м, б, п), затем губно-зубные (в, ф), переднеязычные (н, д, т), заднеязычные (к, г, х) и т. д. Внутри самих групп возможны перестановки. Большинство детей на четвертом году жизни четко произносят все гласные и многие согласные звуки. Стоит ли тратить время на отработку произношения этих звуков? Чтобы ответить на данный вопрос, проанализируем некоторые методические положения.

1. Четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных звуков во многих случаях способствует появлению у ребенка звуков, более сложных по артикуляции. Так, для того чтобы речь была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот, что достигается, в частности, правильной артикуляцией гласного а, плотно смыкать губы — этому способствует четкое произношение звуков м, п, б и т. п.

В образовании некоторых гласных и согласных много общего. Возьмем, например, звуки «из. В обоих случаях передняя часть языка напряжена и приподнята, воздух проходит через проход, созданный языком и небом (образуется гласный) или языком и альвеолами верхних зубов (образуется согласный). Или: при звуках т, д, н язык находится за верхними зубами, как и при звуках ш, ж. Положение языка при гласных и, э подобно положению языка при артикуляции с, з.

Четкое произношение звуков о, у во многом обусловливает появление у ребенка шипящих ш, ж, ч, щ; ф, в — свистящих и сонорного л; т, д, н — шипящих и р, л.

2. Воспитание звуковой культуры речи — не только отработка правильного произношения, хотя эта задача является одной из главных. При отработке звукопроизношения совершенствуются способность различать звуки, т. е. фонематический слух, речевое дыхание, темп речи, сила и высота голоса, дикция и др. Все эти задачи легче решать, используя звуки, которые ребенок произносит хорошо.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: подготовка артикуляционного аппарата; уточнение произношения звука; закрепление звука в словах, фразовой речи. Остановимся подробнее на двух последних этапах.

 

 



Уточнение произношения звука (отработка произношения изолированного звука и в звукоподражаниях). Почти все гласные (кроме о) и некоторые согласные (в, ф, с, з, ц) легко соотнести с каким-то реальным объектом: ааа — лепечет маленький ребенок, ууу — сигналит паровоз, ффф — фыркает еж. Это значительно облегчает работу по звукопроизношению, дает возможность в занимательной форме объяснить ребенку необходимость очередного повторения звука. Например: «Научимся рычать так же хорошо, как большой медведь (эээ); напомним песенку малышу-мед-вежонку, забывшему ее; поможем медвежонку позвать медведицу» и т. д. Разнообразие приемов повышает работоспособность детей, поддерживает интерес к осваиваемому материалу.

Рассмотрим приемы, которые используются для формирования звукопроизношения:

1.Сочетание хорового повторения с индивидуальными (9—10 повторений). Например, воспитатель говорит: «У-у-у — сигналит паровоз. Как он сигналит? Скажите хором. А теперь послушаем, как сигналит Олин паровоз... Сашин... Наташин... Далеко паровоз, песенка его еле слышна... Теперь паровоз приближается к нам... Он совсем близко от нас... А Катин паровозик еще далеко... Митин паровоз совсем близко... Димин паровоз гудит басовито... У Настенькиного паровозика тоненький голосок...»

2. Использование дидактических игр типа «Заводные игрушки».

В игре «Заводные игрушки» (разработана М. Ф. Фомичевой) дети изображают бельчат (самолеты, комаров, жеребят). Воспитатель «заводит» белочку-ребенка «ключиком». Ц-ц-ц — произносит белочка. (Если малыш молчит, не следует добиваться ответа, можно объяснить детям, что игрушка сломалась.)

В эти игры дети играют и вне занятий, повторяя знакомые песенки (звуки).

3. Использование «волшебного кубика». На гранях кубика (размером 10—15см) наклеены картинки: малышка Аленушка, паровоз, пароход, жеребенок и др. «Вертись, крутись, на бочок ложись!» — приговаривают дети, в то время как воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а малыши хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (на картинке самолет— ввв\ водопроводный кран — ссс\ комар — ззз). Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками. К концу года на занятиях используются (поочередно) три куба. Аналогичные кубы (можно меньшего размера) желательно иметь для самостоятельной деятельности.

Следует выделить группу приемов, при употреблении которых отработка произношения звука выступает как второстепенная задача, а главным является развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности:

1. И с п о л н е н и е детьми «длинных песенок». Отрабатывая произношение гласных и некоторых свистящих (с, з), целесообразно предлагать ребенку длительно (в течение 2—3 с) произносить звук на одном выдохе. Можно использовать прием, рекомендованный М. Генинг и Н. Герман,— «вытягивание ниточки» (руки впереди на уровне груди, большие и указательные пальцы рук сомкнуты. Ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны, как бы «вытягивая нитку»). Необходимо при этом следить за

позой малыша: часто, «вытягивая ниточку», дети опускают голову.

2. Исполнение песенок (гласные и свистящие звуки) с различной силой голоса. Песенку большого паровоза (парохода) следует петь басовито, а игрушечного — в более высокой тональности (тоненько).

Произношением согласных звуков м, б, п, н, т, д, к, г, х младшие дошкольники овладевают, упражняясь в звукоподражаниях. Приемы, позволяющие поддерживать активность детей и обеспечивающие их работоспособность при многократном повторении одного и того же звукоподражания, те же, что используются для отработки произношения изолированного звука. Так, хором и по одному малыши проговаривают звукоподражания, играя в заводные игрушки (мышата — пии-пии, колокольчики — динь-дон и т. п.). Используется и «волшебный куб». Ко-ко-ко (квох-квох, кудах-тах-тах) — произносят дети, если на грани кубика изображена курица. (Следует подчеркнуть, что на данном возрастном этапе звукоподражания не столько средство активизации речи детей — эта задача была ведущей в группах раннего возраста,— сколько удобный материал для воспитания звуковой культуры речи.)

Упражняя детей в отчетливом произношении звукоподражаний, легко предусмотреть задания на их различение (дон-дон и динь-дон), на формирование темпа речи, на формирование интонационной выразительности речи (квох-квох-квох — негромко квохчет курица, охраняя цыплят, кудах-куд-кудах — громко квохчет она, чем-то встревоженная).

 

 

Закрепление звука в словах и фразовой речи. На этом этапе используются свои приемы обучения. Остановимся на их характеристике.

1. Игры- инсценировки. По ходу инсценировки дети повторяют слова и фразы, в которых часто встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности речи: дети произносят вопросительные и восклицательные предложения с интонациями грусти, назидания, радости и т. п.

В играх-инсценировках можно использовать флаиелеграф.

Речевой материал для игр-инсценировок следует подбирать с учетом следующих моментов:

— слово, содержащее звук, который ребенок учится произносить четко и правильно, должно стоять в начале или в конце фразы (по данным Г. М. Ляминой, слова в середине фразы воспринимаются младшими дошкольниками гораздо хуже);

— звуки, трудные для произношения, вначале следует отрабатывать в словах, состоящих из слогов сг (согласный-}-гласный), а не ссг (согласный+согласный-f-гласный), так как последние трудны для трехлетнего ребенка;

— слова следует подбирать так, чтобы отрабатываемый пар-

 

 

ный звук был в одних случаях твердым, в других — мягким: Мила-мыла, зонт-зебра;

— гласный, произношением которого овладевает ребенок, должен быть ударным в слове.

2. Использование стихотворных строк из программных произведений. Воспитатель напоминает отрывок, затем 2—3 раза повторяет его с детьми. Повторение может осуществляться в игровой форме. Например, дети «пекут оладушки» маленькой Аленушке и приговаривают: «Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки» (закрепление звука а).

Воспитатель уточняет, из какой книжки (сказки) прочитан отрывок, напоминает ее название. (Этот прием позволяет без дополнительных затрат времени повторять с детьми программные произведения.)

3. На занятиях по звуковой культуре речи можно прочитать детям небольшое по объему новое программное произведение; затем воспитатель цитирует отрывки из него, насыщенные словами с отрабатываемым звуком, а дети повторяют. Например, для закрепления произношения звука с целесообразно использовать народную песенку «Гуси вы, гуси», звука х—стихотворение «Веселое лето» В. Берестова («Удивительный петух — сверху перья, снизу пух; хитрый хвостик вьется, в зубы не дается; девочке хохочется, ей смеяться хочется» и т. д.).

4. Дидактические упражнения типа «Узнай и наЗови». Например, дети достают из коробки (мешочка) игрушки или картинки, в названиях которых встречается определенный звук (капуста, гуси, петух, удочка, дудочка — звук у). Или воспитатель заранее раскладывает на столах соответствующие картинки (изображениями вниз). В определенный момент занятия малыши берут по картинке и называют изображенный предмет, его цвет. (У нескольких детей могут быть одинаковые картинки.) По ходу игры картинками можно меняться.

5. Повторение детьми слов из текста, который рассказывает педагог. Например, закрепляя произношение звука п, воспитатель «знакомит» детей с тремя мышатами (игрушки, картинки). Их имена — Пик, Пак, Пок. Педагог поет или проговаривает песенку мышат, а периодически встречающиеся в ней имена Пик, Пак, Пок произносят дети.

6. Повторение чистоговорок. Чистоговорки широко используются в работе с детьми. Эффективность их не вызывает сомнений. Однако в целях воспитания у ребенка вкуса к хорошему литературному языку следует строже относиться к выбору чистоговорок, если же это возможно — заменять их строчками из народных колыбельных песенок. По структуре они те же чистоговорки: баю-баю-баю — Катеньку качаю; баю-баю-бай — глазки закрывай; баю-бай, баю-бай — ты, собаченька, не лай; лю-ли, лю-ли, лю-ли — куколки уснули и т. д.

 

Исполнение колыбельных радует детей, положительно сказывается на атмосфере занятия в целом. К тому же это прекрасное средство для отработки речевого дыхания. (Колыбельная исполняется воспитателем и детьми 3—4 раза, последний раз — совсем тихо.)

Итак, отработка произношения любого звука обязательно предполагает уточнение произношения изолированного звука, а затем закрепление его в словах и фразовой речи. В целом ряде случаев этому предшествует выработка определенных положений языка, губ, необходимых для правильной артикуляции звука.

Занятия по воспитанию звуковой культуры речи с детьми четвертого года жизни имеют следующую примерную структуру:

I. С детьми проводят упражнение, способствующее выработке подвижности органов артикуляционного аппарата и в какой-то мере обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии.

II. Воспитатель знакомит детей с новым звуком или звукоподражанием (многократно произносит). Если это возможно, он связывает звук или звукоподражание с конкретным образом (ф —-песенка ежа; ц — белочки; пи-пи — пищит мышка; бип — сигналит машина и т. д.).

III. Педагог побуждает детей к произношению данного звука (звукоподражания), предлагая 3—4 варианта заданий. Например, вначале дети учатся петь песенку малышки Аленушки, затем показывают горло доктору Айболиту («Открой рот, скажи: аааа») и т. д.

IV. Детям предлагают 3—4 звукоподражания, в которых имеется отрабатываемый звук (фу, фыо, уфф, бам, бим-бом, баю-баю-баю). Звукоподражания, как правило, включены в рассказ воспитателя (или инсценировку), сопровождаемый показом наглядных материалов. В этой части занятия малыши выполняют задания на различение звукоподражаний; на воспроизведение заданного взрослым темпа речи, высоты и силы голоса; на отработку свободного, плавного, длительного (2—3 с) выдоха.

V. Детей упражняют в произношении звука в словах и фразовой речи. В этих целях используются рассказ воспитателя (без показа или с показом отдельных объектов и действий); инсценировка небольшого рассказа (художественного текста; рассказа, придуманного воспитателем); договаривание слов в знакомых детям стихах; дидактические и подвижные игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..