ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ВО
ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА
В первые годы жизни ребенка усвоение грамматических норм протекает
необычайно интенсивно. Исследователи детской речи считают, что
дошкольник овладевает основными формами грамматической системы языка к
трем-четырем годам, к этому времени его речь становится действенным
средством общения.
Младшие дошкольники используют все падежные формы существительных (без
предлогов и со многими предлогами), а также формы глаголов. Они
употребляют в своей речи простые и сложные предложения. Наиболее часто
встречающаяся форма высказываний — простые распространенные предложения.
Вместе с тем речь ребенка трех-четырех лет еще весьма несовершенна.
Наблюдаются многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование
слов в предложении; не используются некоторые грамматические формы. Так,
в простых распространенных предложениях дети редко употребляют
обстоятельства причины, цели, условия; в сложных — придаточные
уступительные и т. п.
На что же в первую очередь следует обратить внимание воспитателю,
планирующему работу по формированию грамматических навыков у детей во
второй младшей группе? Прежде всего на морфологическую сторону речи:
освоение детьми согласования слов в роде, числе и падеже; чередования
согласных в основах глаголов и существительных; способов
словообразования сущест-вительных с суффиксами
эмоционально-экспрессивной оценки и существительных, обозначающих
детенышей животных.
Серьезное внимание следует также обратить и на совершенствование
синтаксической стороны речи. В частности, необходимо помочь детям
освоить слова, которые служат в предложении для обозначения различного
рода обстоятельств (места действия, времени действия, образа действия и
т. д.), структуру простых и сложных предложений; предложения с
однородными членами.