ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЯВЛЕНИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ - ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ДЕТСАДА

  Главная      Учебники - Педагогика     Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада (Гербова В.В.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЯВЛЕНИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ - ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ДЕТСАДА



Детям о В. И. Ленине. Большое внимание во второй младшей группе уделяется воспитанию чувства уважения к Владимиру Ильичу Ленину. В течение года педагог неоднократно показывает детям портреты Владимира Ильича, читает им стихи о Ленине. Дети украшают портрет вождя, находящийся в групповой комнате. Перед праздником 7-го Ноября дети вместе с воспитателем идут в празднично украшенный зал, чтобы постоять у портрета вождя, поставить к портрету цветы, которые они помогли педагогу пересадить осенью из грунта. Ко дню рождения Владимира Ильича Ленина дети также ставят к портрету живые цветы. Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Ленин» Н. Саконской («Это Ленин на портрете в рамке зелени густой...»). В эти дни воспитатель при каждом удобном случае обращается к тексту «Детской песни о Ленине» М. Исаковского («Добрый и ласковый Ленин смотрит с портрета на нас...»).
Младший дошкольник должен овладеть элементарными навыками культурного общения, запомнить имена и отчества педагогов, окружающих его взрослых, научиться быть вежливым со старшими и сверстниками.

Полюбит ли ребенок детский сад, будет ли себя чувствовать в группе легко и уверенно? Это во многом будет зависеть от того, как сложатся его отношения с воспитателями, с детьми. А. И. Сорокина отмечала, что у каждого дошкольника социальные отношения формируются прежде всего как отношения к воспитателю. В соответствии с этим основную роль играет установление до-верчивого отношения к взрослым. Уже на первом занятии, посвященном знакомству детей с группой, воспитатель обращает их внимание на то, как светло, чисто, нарядно в комнате, как много растений, игрушек, книг. Он говорит: «Все мы (называет имена и отчества второго воспитателя, няни) украшали эту комнату — хотели, чтобы она вам понравилась». Впоследствии на занятиях и в повседневном общении с детьми педагог подчеркивает, что взрослые заботятся о них.

Эти моменты очень важны в воспитательном отношении. «Спасибо, Елена Ивановна, что нашли время помочь нам одеться»,— благодарит воспитатель завхоза. Он благодарит ее (других сотрудников) в подобных случаях и в дальнейшем. И однажды вместе с ним поблагодарит взрослого за помощь и кто-нибудь из малышей. Постепенно у детей формируется привычка замечать помощь взрослых, их внимание, а также ответная доброта и доброжелательность.

Воспитывая у детей с первого дня пребывания в детском саду уважительное отношение к старшим, их учат называть взрослого по имени и отчеству, обращаться к нему на «вы». Научиться этому, запомнить имена малышам не просто. И воспитатель всячески помогает им. В сентябре он проводит дидактические игры типа «Кто в домике живет?» (занятие № 7), которые дают детям возможность лучше запомнить имена друг друга и имя и отчество воспитателя. Игра, занимающая всего 3—4 мин, неоднократно повторяется на занятиях и в быту, постепенно усложняясь по содержанию. Так, вначале дети просто запоминают имена сверстников, в следующий раз, «разыскивая ребенка», воспитатель обращает внимание детей на его отличительные черты, особенности поведения («Не живет ли в домике Игорек? Он знает несколько стихотворений и, если вы его попросите, непременно расскажет их всем»).

Воспитателю нужно приучить себя, обращаясь к ребенку, называть его только по имени, использовать и ласковые обращения (Костя — Костик — Костенька, Оля — Оленька — Ольгунька). Это важно по ряду причин: дети называют товарищей так же, как воспитатель; ласковые обращения друг к другу способствуют возникновению симпатий; значительно обогащается словарь, дети начинают сами придумывать ласковые имена; они привыкают разграничивать понятия «имя», «фамилия». (Последнее важно, так как порою выпускники детских садов на вопрос: «Как тебя зовут?» — называют и имя, и фамилию.)

Во второй младшей группе ребенка продолжают знакомить с трудом близких ему людей. Эффективность этой работы во многом зависит от соблюдения ряда требований:

знакомить детей с такими видами труда, в которых трудовые действия и результат наглядны;

делить трудовой процесс на отдельные операции и на конкретном содержании показывать их взаимосвязь;

 

 

рассказывать малышу о труде интересно, увлеченно, так, чтобы обыденный факт выступал для него ярко и значимо.

Знакомя детей с жизнью и трудом взрослых, педагог обогащает словарь дошкольников за счет названий профессий (музыкальный работник, дворник, повар, няня, продавец, строитель), трудовых операций (воспитатель занимается с детьми, читает им, учит лепить и рисовать, строить, играть, одевает, укладывает спать), качеств трудовых действий и отношений (работает ловко, быстро; машину ведет осторожно; моет чисто).

Ознакомление с родным городом, поселком начинается у малыша со знакомства с детским садом и его окружением. Воспитатель показывает и объясняет, что улица, на которой стоит детский сад, имеет много домов, она длинная. Но здание детского сада особое: с большими светлыми окнами, залом и т. п. Детский сад имеет большой участок, окруженный забором. На участке много зелени, беседок, песочниц. На таком участке удобно и интересно гулять.

Ребенок должен знать, где он живет. Иногда дом состоит из корпусов, а квартира обозначена двухзначным или трехзначным числом. В таких случаях достаточно, чтобы малыш знал улицу и номер дома.

Принято показывать дошкольникам город (поселок) в праздничном убранстве. Флаги, гирлянды вызывают у малышей восхищение, чувство удовлетворения и сопричастности к большому событию. Эта осознанная ребенком сопричастность выдвигает праздники в разряд особых средств ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни. Дети и сами стараются украсить к празднику групповую комнату, делятся впечатлениями об увиденном и пережитом («Был на демонстрации»; «Запустили в небо много воздушных шариков!»).

Ребенок трех-четырех лет должен знать транспортные средства, распространенные в той местности, в которой он живет. С этой целью совершаются целенаправленные прогулки с детьми по улицам города (прселка). Полученные впечатления уточняются в самостоятельных играх детей в «Транспорт», а также в дидактической игре «Кто на чем в гости поедет?» (игры проводятся с использованием игрушек или картинок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..