поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
При психотерапевтической работе целесообразно использовать различные методы психотерапии в зависимости от личностных свойств пациента и от симптоматики его заболевания. Существует рекомендуемая классификация выбора методов психотерапии в зависимости от заболевания: При острой истерической симптоматике предпочтительна суггестия; при вегетативных нарушениях – аутогенная тренировка; при жизненных трудностях – «разговорная» терапия; при фобиях – поведенческая терапия; при характерологических нарушениях – психодрама, гештальттерапия; при расстройствах, связанных с семейными проблемами – семейная психотерапия; при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предрасположения – глубинно-психологические методы. Символдрама используется при работе с психосоматическими, дезодаптационными заболеваниями, неврозами и т.д. Независимо от метода психотерапии при ее проведении необходимо соблюдать ряд обязательных правил: Психотерапия может быть только клинической. Врач, практикующий психотерапию, прежде всего, должен правильно поставить диагноз и оценить динамику заболевания, которое он лечит. Психотерапия в комплексном подходе к лечению заболевания должна быть только предметом выбора, как и любой другой метод лечения. Ни один из существующих методов психотерапии не имеет преимущества перед другими, если последние применяются своевременно и с учетом механизма, клиники и динамики заболевания. Нет «хороших» или «плохих» методов психотерапии. Есть только хорошие или плохие психотерапевты. Психотерапия не терпит косности. В зависимости от динамики заболевания отдельные методы психотерапии могут применяться самостоятельно или в комбинации с другими, сменять, дополнять или усиливать друг друга. Психотерапия не эффективна, а иногда и вредна без обратной связи с больным, без учета имеющихся показаний или противопоказаний к тому или иному лечению. Психотерапия, даже в групповых ее вариантах, должна быть индивидуальной, личностно и социально ориентированной. Любой, даже самый опытный, психотерапевт должен знать не только технику применяемых им психотерапевтических методов, но и, что более существенно, теоретическую базу, на которой эти методы основаны. Психотерапия, так же как и любая другая отрасль клинической медицины, должна держаться на трех «китах»: клинике, знаниях (теории) и профессионализме.
Символдрама как один из методов психотерапии
Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод «сновидений наяву») - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов». Название метода происходит от греческих слов «ката» -«соответствующий», «зависящий» и «тимос» - одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность»). На русский язык название метода можно перевести как «эмоционально-обусловленное переживание образов». Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства. Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. Символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер [40, 22] предлагает следующие: 1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса; 2) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; Важнымдиагностическим критерием является степень освоенности человеком ландшафта, свидетельствующая о социальной адаптированности пациента. 3) следование вдоль ручьявверх или вниз по течению; 4) обследование дома; 5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.); 6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса; 7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься; 8) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины. Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива: 1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию; 2) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить; 3) представление себя примерно на 10 лет старше. Для подростков можно предложить также мотив собственная машина или мотоцикл. Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы: дерево; три дерева; цветок. В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы: - представлениереальной ситуации в школе или дома; - воспоминания из прошлого опыта; - представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта; - интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела); - представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишкиилидругой мягкой игрушки. Таблица 1. Стандартные мотивы и их значение.
содержание .. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
|
|
|