Использование образов в психотерапии

  Главная      Учебники - Педагогика     Педагогика - лекции (Галиновски И.)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

2.3.

Использование образов в психотерапии

 

Еще Фрейд широко использовал образы в психотерапевтической работе. Материалы сновидения были им признаны элементами «столбовой дороги» в бессознательное. Также Шульц, автор знаменитой системы аутогенной тренировки, ввел в последние упражнения его аутотренинга некоторые установки для того, чтобы пациент «видел» в своем воображении определенные образы. Необходимо отметить, что в обоих случаях образы служат материалом для анализа и не играют никакой самостоятельной роли. Другой пионер работы с образами в психотерапии, Р. Сасердоте, также использовал те образы, которые сам вызывал у пациентов, находящихся в полудремотном состоянии, для того, чтобы анализировать и истолковывать их. Новизна постановки вопроса Юнгом заключается в следующем: психологическое воздействие, по Юнгу, заключается не в анализе образов, а в самом факте взаимодействия между пациентом и его образами. Речь идет об операциях с образами, а не о толковании образов психотерапевтом. Это имеет принципиальное значение. Другие психотерапевтические школы пришли к работе с образами другими путями, нежели Юнг, и уже чувствуется необходимость систематизировать тот материал, который накопился за последние годы.

В первую очередь необходимо вспомнить работы Вольпе. Как известно, данный автор, несмотря на его австрийское происхождение, может быть причислен к сторонникам американской поведенческой психологии.

Главная заслуга Вольпе в том, что он впервые доказал, что, если пациент, находясь в состоянии расслабления, мысленно представляет себе предмет, вызывающий у него отрицательные эмоции, то эти эмоции начинают угасать! Отвлекаясь от физиологической терминологии данного автора, Вольпе и его последователи создали основу систематического использования образов в купировании невротических симптомов. В настоящий момент фактически все признают большую роль момента переобучения во всех видах психотерапии, в которых для лечения пациентов используются образы. Недостаток работ данного направления как раз и состоит в упорном желании применить простые физиологические теории в работе со сложными психологическими реалиями. Однако заслуги Вольпе в деле применения образов в психотерапии ставят его в один ряд с Юнгом и Милтоном Эриксоном.

Милтон Эриксон является одним из наиболее крупных психотерапевтов двадцатого века и выдающимся примером победы духа над телесным недугом. Эриксон не только воскресил гипноз в качестве терапевтического приема, но и создал целый ряд очень эффективных методик для введения в транс и для психотерапевтической работы в состоянии транса. Подход данного автора отличался строгой индивидуализацией приемов для каждого пациента и огромной креативностью в работе с ними. Эриксон является пионером в деле Такая локомоция во внутреннем пространстве является краеугольным камнем фактически всех современных психотерапевтических методов терапий, использующих образы для лечения пациентов.

Нельзя обойти давно забытый, но существенный вклад Фредерика Перлза в дело творческого использования образов. На ранних стадиях развития Перлзом гештальт-терапии, им было выдвинуто положение о том, что пациенту нужно помощь научиться на решении любой задачи. Среди упражнений по концентрированию, которые Перлз давал пациентам, было и упражнение по визуализации. В самих упражнениях данного автора нет ничего экстраординарного, но подход Перлза заслуживает внимания, так как данный автор не только не старается использовать образы для аналитического толкования, но вся тренировка пациента направлена на то, чтобы пациент развивал способность к произвольному самоуправлению или, как это называет сам Перлз, к развитию личности. Перлз заметил, что, когда пациенты научаются произвольно вызвать определенные образы, им становится проще решать какие-либо жизненные проблемы.

Но самая разработанная система использования образов в психотерапевтических целях берет свое начало от работ немецкого ученого Х. Лейнера и его сотрудников.

В 1948 году Лейнер начал свою экспериментальную работу по использованию образов представления в психотерапии. Первая программная публикация появилась в 1954 году, и уже в 1955 году были опубликованы основные положения, методы и результаты символдрамы. Долгие годы, с немецкой аккуратностью, данный автор накопил огромный клинический материал, который служит основой для развития одного из самых перспективных направлений в современной психотерапии: символдрамы.

Символдрама занимает (по мнению Лейнера) промежуточное место между поведенческими методами и глубинной психотерапией. Пациент постепенно вводится в мир работы с образами, вначале под большой опекой психотерапевта (первая степень символдрамы), а потом все больше и больше совершает путешествия в мире образов, все больше и больше освобождаясь от опеки психотерапевта (вторая и третья степени символдрамы). С самого начало, символдрама показала неожиданно большую эффективность, даже в коротких курсах психотерапии (30, 20 или меньше сеансов). Поначалу Лейнер был последовательным психоаналитиком. Впоследствии психоанализ перестал играть какую-либо заметную роль в практике и, пожалуй, в теории символдрамы. В конце концов, теоретические рамки психоанализа стали узки для символдрамы.

Практические и теоретические противоречия между Лейнером и Фрейдом имеют значение не только для теории психотерапии, но и более широкое, общепсихологическое значение. Для Фрейда символы являются «первичным процессом» примитивного порядка, значение которых вытеснено в бессознательное, и его можно выявить только путем ассоциативной работы с пациентом. Для Лейнера символы являются «гештальтами», значение которых можно найти во всей жизненной (экзистенциальной) ситуации, и их значение может быть выявлено путем интуитивного понимания конкретной жизненной ситуации пациента. Если для Фрейда получение гратификации в плане образов является безусловной регрессией к детским способам поведения, то Лейнер считает образы обычными элементами повседневного сознания и использует воображаемую гратификацию в лечении в качестве необходимого элемента психотерапии.

Данные положения могут быть проиллюстрированы примерами из психотерапевтической практики: Лейнер приводит случай одного студента, который панически боялся экзаменов. В измененном состоянии сознания данному пациенту была дана установка на то, чтобы пациент смотрел в глубину воображаемого леса. Пациент увидел там туннель, а из этого туннеля мчался огромный, страшный локомотив. В результате совместного с пациентом анализа данного образа была получена такая цепочка смыслов данного образа: огромный, страшный локомотив - чрезмерно строгий отец – строгий учитель и, наконец, экзамен как конкретное воплощение всех опасностей. Тут вся психосексуальная археология психоанализа оказывается ненужной, ибо смысл образа лежит в плоскости экзистенциальных проблем студента, и копание в возможном эдиповом комплексе пациента не является необходимым для купирования фобического симптома.

Что касается гратификации «первичного процесса», то можно сказать вместе с Лейнером, что он не является каким-либо регрессом, а только необходимым моментом в купировании некоторых психических болезней невротического уровня. Например, при посттравматическом стрессе, когда пациент теряет способность радоваться, очень помогает в измененном состоянии сознания вернуть пациента в те моменты его жизни, когда он испытывал радость. Иногда такой простой прием приводит к удивительному улучшению состояния пациента.

В современной психологии, особенно после публикации знаменитой монографии Миллера, Прибрама и Галантера «Планы и структуры поведения», образы принимаются, как необходимый элемент внутреннего планирования поведения, а не как некий реликт древних модусов психической деятельности. Таким образом, имагинативные образы могут быть с успехом использованы в психотерапии в следующих целях:

1. Для десенсибилизации по отношению к ситуациям, вызывающим сильные отрицательные эмоциональные реакции.

2. Для увеличения импликации личности в определенные виды деятельности (в том числе в те, которые способны вызывать радость!).

3. Для изменения общих установок личности (чрезмерной зависимости от определенных людей, сильного чувства вины и т. д.).

4. Для изменения патогенных программ и сценариев поведения (сценарии неудачника, программы избегания контактов с определенными людьми и т. д.)

5. Для использования образов, полученных на сеансах, для экзистенциального или аналитического толкования в психотерапии.

6. Для установления терпимых отношений между разными субличностями пациента.

7. Для увеличения креативности клиента путем свободного перемещения во внутреннем пространстве личности.

Первые четыре пункта могут быть названы бихевиоральным уровнем в дань традициям и истории психотерапии. Остальные пункты могут быть названы (опять же в дань традиции и истории) символдраматическими.

Данный список может быть продолжен. Имея в виду, что такие результаты могут быть получены за 8 – 30 сеансов, можно прийти к выводу о том, что имагинативные методы в психотерапии являются самими многообещающими на сегодняшний день. Однако это не значит, что речь идет о панацее. Каждая психотерапевтическая школа выдвигала интересные идеи и методы, особенно, если речь идет о больших школах, таких, как психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология. То, что каждая школа имеет собственную парадигму, которые нельзя каким-либо образом смешивать – не более чем теоретическая база доктринерства самой низкой пробы. Психотерапевт должен иметь самую широкую подготовку и быть в состоянии применить те психотерапевтические методы, которые способны реально помочь страдающим неврозами людям.

Таким образом, все преимущества богатого спектра вышеперечисленных психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга успешно соединились в символдраме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..